Так характеризует труд учителя педагог с 40-летним стажем Екатерина Анатольевна Милькото.
Наверное, так было угодно судьбе, чтобы в 1944-ом году Екатерина, русская по национальности, попала в небольшой белорусский городок Вилейку, с которой и связана вся ее жизнь. В уже далёком 1981-ом году закончила свою работу в школе, но и сегодня, в свои 94, помнит все до мелочей, что связано со школой.
– Моим первым ученикам теперь уже под восемьдесят, – делится Екатерина Анатольевна. – Вспоминаю тяжёлое послевоенное время. Не было у нас ни тетрадок, ни книг, ни ручек, писали карандашами на разных обрывках, газетах – что удавалось найти. И телевизоров да компьютеров, конечно же, не было. Но было такое большое желание узнавать новое, учиться! Мне за годы учительства довелось поработать и в начальной школе, и со старшеклассниками, которым преподавала русский язык. Помню, как сама с детьми делала наглядные пособия для того, чтобы ученикам было легче усваивать правила. Писали и вырезали таблички с приставками, суффиксами и другими частями слова, чтобы потом пользоваться ими на уроках. На всю жизнь запомнила я, тогда ещё совсем молодой учитель, совет старшей коллеги – учительницы из Куренца Веры Ивановны Силивончик, которая говорила: «Обязательно учи детей правильно разбирать слова по составу – тогда ученики будут грамотными». В этом я убедилась и сама.
Когда-то ещё одна известная на Вилейщине учительница Антонина Ивановна Горчакова в одной из своих публикаций назвала Екатерину Анатольевну зажигалочкой.
– А оно так и есть, – с улыбкой согласилась с такой характеристикой Екатерина Анатольевна. – Ну такой я уже человек, что не любила и не люблю рутину и однообразие. Я всегда старалась, чтобы детям было интересно, чтобы каждый новый урок не был похож на предыдущий. Придумывали разные игры, сочиняли стихи, писали сочинения… Как-то у меня спросили, как мне удавалось справляться с хулиганами. А у меня их, ответила я тогда, и не было. Почему? Да потому, что нужно уметь заинтересовать каждого ребенка, тогда и хулиганить не захочется.
За окнами – последние дни августа, а это значит, что вот-вот в школах прозвонят звонки, позовут детей за парты. И в каждый класс, волнуясь и немного робея, войдёт учитель… Это о нем написал когда-то Лев Ошанин эти строки:
Учитель… Сколько надо любви и огня,
Чтобы слушали,
Чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня.
Екатерине Анатольевне, наверное, удалось стать для своих многих и многих учеников самой доброй, знающей, находящей ответ на любой вопрос – настоящей учительницей. Потому её и помнят. И не только ученики, но и их родители через многие годы узнают любимую учительницу даже по голосу.
– Иногда думаю о том, как я работала бы в сегодняшних условиях, – рассуждает Екатерина Анатольевна, – когда много различных методичек и пособий, когда в помощь – телевидение и интернет… В то далекое послевоенное время об этом даже не могли мечтать.
Прошло не одно десятилетие, как моя собеседница находится на заслуженном отдыхе. Но школьные темы ей всегда интересны. Их обсуждает с коллегами по телефону, об этом говорит с юными шефами, которые приходят к ветерану. И начало каждого учебного года волнует и заставляет сердце бывшей учительницы биться по-особому.
– Всегда думаю об учителях, моих молодых коллегах, вместе с ними испытываю волнение и радость от общения с детьми, – признаётся Екатерина Анатольевна. – И желаю им самого главного – неравнодушия, любви к детям и творчества, что поможет разнообразить уроки, сделать их запоминающимися. Ведь школа, я в этом уверена, не терпит шаблона, она для тех, кто горит своей работой, зажигая этим огнём неравнодушия тех, кто рядом.
Такие вот напутствия сегодняшним учителям от их коллеги-ветерана, в свое время постигшего главную истину: чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, чему учишь, и любить тех, кого учишь. Вот главный секрет успеха человека, чьё призвание – педагог.
Ирина БУДЬКО