Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Информационная грамотность – защита от фейка

Как, наверное, помнят внимательные читатели, речь в материалах шла об информационной гигиене, которая сводилась к контролю за количеством потребления информации. Но медиасообщения – не те тексты, которые, выключив экран монитора или смартфона, можно выключить из своего сознания. Социально актуальная информация всегда оказывает воздействие на потребителей информации. И это воздействие, как правило, манипулятивно. Это данность, которую нужно принять и учитывать.

С середины прошлого столетия в мире стало активно развиваться направление медиа и информационной грамотности. В самом упрощенном понимании оно обозначает умение адекватно воспринимать информацию. С развитием информационных технологий – с появлением интернета, феномена социальных сетей – безудержное погружение в информационный поток стало попросту опасным для психологической личности человека, его гражданских прав и свобод. Во многих странах Европы обучение медиа и информационной грамотности (МИГ) вошло в курсы общеобразовательных школ, не говоря уже о высшей системе образования.

Белорусские общественные реалии поставили вопрос обучения МИГ также в число приоритетных. Многие (если не подавляющее большинство) из нас полагают: что прочитал в газете, увидел своими глазами по ТВ или в интернете – правда. Особенно это касается видеоряда. Специалисты знают, что мы склонны безусловно доверять своим глазам, полагая, что их невозможно обмануть. Между тем это не так.

Уверена, скептики заметят: не режу ли я сук, на котором сижу, рассказывая об инструментарии критической оценки материалов СМИ. Ответ: нет. Моя позиция такова: умение адекватного восприятия информации – важнейшая компетенция современного общества. И чем больше из нас будут развивать в себе такие компетенции, тем более свободным и ответственным будет наше общество.

Пройдемся по понятиям

Начну с растиражированной цитаты Дивины Фрау-Майгс (Франция), профессора информационно-коммуникационных наук в Новой Сорбонне, заведующей кафедрой ЮНЕСКО «Умение перестраиваться в эпоху устойчивого цифрового развития»: «От легкого сёрфинга и болтовни в чатах мы незаметно перешли к извлечению цифровых данных с целью манипуляции и дестабилизации общества. Такое искажение цифровых технологий и медиа лишний раз доказывает растущую необходимость образования, направленного на критическое восприятие средств массовой коммуникации и информационного пространства в целом. Оно должно помочь нам заново осмыслить не только само понятие медиа, но и их политические и этические основы».

Специалист подчеркивает необходимость системного подхода к обучению людей адекватно воспринимать информацию. При этом необходимо учитывать два момента – развитие способности критического анализа происходящих событий (что в идеале должно коррелировать с уровнем образованности человека) и овладение техническими навыками поиска, анализа, верификации и последующего распространения информации.
На международном уровне одним из главных координаторов темы медиа и информационной грамотности является ЮНЕСКО. Периодически проводятся встречи представителей государств, на которых формулируются ответы на новые вызовы в обозначенной сфере. Свою принципиальную позицию ЮНЕСКО обозначило в пяти законах, которые являются основополагающими для всех структур, занимающихся медиаобразованием и развитием медиакомпетенций. Вот они:

  1. Информация, коммуникация, библиотеки, медиа, технологии, интернет должны использоваться обществом критически. Они равны по статусу, и ни один из этих источников не следует считать более значимым, чем другие.
  2. Каждый гражданин является создателем информации (знаний). Каждый имеет право на доступ к информации (знаниям) и право на самовыражение. Медийная и информационная грамотность тесно связана с правами человека и должна быть для всех: и для мужчин, и для женщин.
  3. Информация, знания и сообщения не всегда нейтральны, независимы или беспристрастны. Цель информационной грамотности – сделать это утверждение прозрачным и понятным для всех граждан.
  4. Каждый гражданин хочет получать и понимать новую информацию, знания и сообщения и иметь возможность общения с другими, даже если он не выражает это стремление.
  5. Медийная и информационная грамотность не приобретается одномоментно. Это постоянный и динамичный опыт и процесс. Его можно считать завершенным, если он включает в себя знания, умения и установки в отношении использования, создания и передачи информации о медиа и технологическом контенте.
    Таким образом, в наше время формирование информационной грамотности такая же первостепенная потребность, как навыки приема пищи, личной гигиены.

Навыки работы с информацией

В настоящее время, говоря об информационной грамотности, специалисты имеют в виду следующие умения и навыки: эффективно искать и находить необходимую информацию; обезопасить себя от вредоносного и избыточного контента; верифицировать и критически оценивать информацию с использованием альтернативных источников информации; способность адекватно воспринимать информацию и эффективно (грамотно) ее использовать; эффективно и корректно распространять информацию с учётом требований законодательства (защита персональных данных, авторских прав, противодействие экстремизму и пр.); способность человека взаимодействовать с новыми медиа, пользоваться различными Интернет-сервисами и отдельными техническими приборами.

Как видно, некоторые пункты из перечня имеют технический характер. Другие – тесно связаны со СМИ и социальными сетями, которые являются главными поставщиками информации. Учитывая, что информация оказывает воздействие на мысли и поведение человека, просто необходимо учиться распознавать предлагаемый контент, верифицировать и критически оценивать информацию. Последнее тесно связано с развитостью критического мышления у человека. А с этим у современного человека, живущего в условиях клиповой культуры, проблемы. Но, поскольку речь все же идет о значимых вещах – психологическом здоровье человека, его социальных контактах и коммуникациях (которые имеют свойство прерываться от категоричности сторон), участии (неучастии) в социальных процессах, то есть смысл каждому из нас поднатореть в умении работать с информацией. А не оставаться пассивным объектом, которому на голову льют поток недостоверной информации и откровенных фейков (новостей-фальшивок). Наши действия (или бездействие) обуславливаются получаемой извне информацией, поэтому есть смысл настраивать «индивидуальные фильтры», которые бы позволили отсеивать откровенную ложь, видеть манипуляцию.

Важно понимать, что содержание СМИ зависит от выбора его учредителей, заказчиков материалов и авторов. Учитывая склонность нашего сознания жить стереотипами, нужно подвергать здоровому сомнению всё, о чем читаете или видите на экране. Знать, что в эмоционально окрашенных текстах манипулятивная составляющая в разы выше, чем в нейтральных. Научиться брать информацию из разных источников и сопоставлять её. Безусловно, современные информационные технологии предоставляют невероятное количество способов информационного манипуляционного воздействия на общество. Но они же предоставляют и ценный инструментарий для проверки достоверности информации – открытые базы данных, плюрализм мнений, возможность поискать первоисточник и соотнести его с распространяемой информацией.

Основа информационной грамотности – критическое мышление, то есть способность ставить под сомнение поступающую информацию. И даже больше – иметь желание и силу воли проводить ревизию собственных убеждений и принципов. Конечно, большинство из нас так не делает, будучи вовлеченными в рутину повседневной жизни. «Многие знания умножают печаль» и только немногие решаются на это, но … Но современный этап развития цивилизации ставит новые вызовы перед людьми: овладение навыками критического мышления для каждого (или хотя бы большинства!) – это уже не отвлеченная задача интеллектуалов, это насущная необходимость для любого человека, который думает о собственном будущем, о сохранении собственного психологического и физического здоровья.

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 66 queries