Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Вилейщина: один день из жизни егеря Игоря Мамая

Многие люди, незнакомые с профессией егерь, склонны верить, что представленные специалисты ничем не занимаются, ведут свободный образ жизни. Однако это вовсе не так. Егерь куренецкой, речковской, журихской охотдач Игорь Мамай все время находится на территории леса и частенько прогуливается по окрестностям. Заботится о состоянии животных в лесу, следит за порядком на закрепленной за ним территории общей площадью более 30 тысяч гектаров.

На днях корреспондент «ШП» отправился в просторы Вилейщины, чтобы попасть в дебри егерских владений и познакомиться со специалистом, который знает свою работу вдоль и поперёк. Перед читателями – отрезок из жизни человека, преданного душой одному делу, кто стоит на страже братьев наших меньших.

Белый снег. Очень много чистого, рыхлого, отливающего серебром снега. Во время получасового пути в журихскую охотдачу замечаешь только его. Изредка мелькают деревушки, но прохожих нет. «Деревня умирает, – произносит Игорь Александрович по дороге в зернохранилище и заворачивает в очередную деревню. – Сейчас остались одни дачники, приезжающие только летом. В остальное время дома заброшены, по деревне ходят косули да лоси». За окном старенького зеленого «УАЗика» разбитые дороги, ведущие в глухой лес, проехать по которым зачастую невозможно.

Когда человек к нам приезжает, то полностью расслабляется, отрывается от души, делится собеседник. Игоря Мамая привлекает охота на птицу, ну, а на работе проводит различные виды охот. В основном приезжают жители столицы и соседних районов, также местные. И любителей весенней охоты на гуся, иностранцев, в этом году очень ждут. Из-за пандемии они стали редкими гостями. В целом, кто приезжает поохотиться, а кто – за компанию. Бывает так, что удается получить трофей с третьего, четвертого раза. Лес является точкой сбора и для охотников. Тут егерь берет командование и инструктаж в свои руки. Ему предстоит поставить каждого участника на номер по позициям для удачной охоты.
Помимо четвероногих помощников, Игорь Мамай в лесу полагается только на себя, учеников сейчас найти сложно – молодежь ожидаемо вырывается в большие города за работой, а в деревне остаются пенсионеры. Егерь – это человек, не знающий ни выходных, ни праздничных дней, работа которого – с раннего утра до позднего вечера. Он охраняет и подкармливает животных, помогает в трудные зимы, расчищает дороги и тропы к кормушкам, делает солонцы и не только.

Пора было вернуться на сторону мороза – увидеть работу егеря не на словах, а на деле. Заехав за Кузьмичами за парочкой мешков в зернохранилище, направились в поле засыпать кормушки. В межсезонье Игорю Мамаю приходится закладывать корма на три-четыре дня, в зависимости от посещаемости площадок. В снеговые заносы ему приходится разносить на собственных плечах тяжелые мешки с кормами. Казалось бы, период морозов и холодов должен компенсироваться беззаботными и полными отдыха летними днями. На самом деле это не так. Жаркие месяцы под палящими лучами солнца и бесконечными укусами комаров являются пиком работ по подготовке к зиме: это ремонт и обновление кормушек и подкормочных площадок, а также заготовление кормов и строительство солонцов. Последние представляют собой запасы поваренной соли, обычно устраиваемые в пнях и корытцах из поваленных деревьев, в местах прохождения зверей на водопой. Такие меры предпринимаются и в целях исключения выхода лося на проезжую часть дороги. «Соль необходима лосю. Зимой, когда он питается хвоей, возникает повышенная кислотность, которую можно сбить солью. Конечно же, соль каменная, её у нас достаточно», – рассказал Игорь Александрович.

 


Являясь хозяином леса, Игорь Мамай досконально владеет неоценимым опытом и знаниями о поведении зверя, его лежках и местонахождении: «Необходимо практически безошибочно определить, где находится зверь для проведения охоты, тогда богатая на добычу вызывает у гостей положительные эмоции и непреодолимое желание вернуться в эти места еще не раз».


В охотдачах егерь заготавливает веники, иногда помощь в этом ему оказывают охотники или жители близлежащих деревень. Зверей подкармливает сеном, овощными и зерноотходами из соседних колхозов, частных подворий.
Во владениях егеря Игоря Мамая в основном косуля, лось и олень, волк, а вот популяция дикого кабана сократилась. Причиной тому несколько лет назад стала африканская чума свиней, после которой началось сокращение их численности. Раньше было проще, продолжает егерь, вся охота, приносящая ощутимый доход организации, завязывалась на кабане. А вот охота на оленей запрещена, из-за отсутствия оптимальной численности, занимаются только их разведением. Появление благородного зверя в лесу, стало причиной миграции лосей в отдаленные, более спокойные места. Оседлого волка в наших лесах нет, особого вреда он не наносит, но с целью сдерживания его популяции охоту на него проводят круглый год.

Игорь Мамай в пенсионном возрасте стал егерем куренецкой, речковской, журихской охотдач в 2011 году, а до этого 21 год служил в Вилейском отделе Департамента охраны МВД. Затем следовал четырехлетний перерыв в работе, который усилил стремление много и упорно работать, желание быть полезным братьям нашим меньшим. Признается, если бы не нравилась работа, не пошел бы снова. «Что мне нравится в лесу? Просто люблю собирать грибы, ягоды, и когда все распускается и начинает цвести. Но не только летом хорошо, осенью, например, открывается охота на пернатую дичь. Я давно охотник, у меня тесть им тоже был», – рассказал Игорь Александрович.

Виктория АПЕТЁНОК. Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 50 queries