Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В апреле отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей

В апреле отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Вилейчанка Мороз Лилия Ивановна – одна из них.
Я из поколения детей войны. И сегодня, вспоминая то время, с горечью хочу сказать: что ты, подлая война, наделала? Ведь такие, как я, выросли, не испытав прелестей детства.

Кто-то написал:
От войны никуда не деться,
Не хватает ни воли, ни силы:
Мы войну через детское  сердце
В 41-ом году пропустили.

И это так. Будто этот кто-то подслушал и передал мои мысли и чувства. Я из тех, кто оставался на родной земле, на Мядельщине. И здесь было страшно, голодно и холодно. Но я хочу рассказать не о себе, а о своей подруге.
На улицах города вы можете встретить эту невысокого роста женщину с большими карими глазами, бодро шагающую на каблучках. Это и есть моя подруга Мороз Лилия Ивановна.
Нам уже за семьдесят. А дружим больше полувека, со школьных лет. Вместе в праздники и в будни. Даже замужем были за друзьями-соседями, которых, к нашей боли, уже нет в живых.
Мы родом из грозного сорок первого.
Подруги с далёкого детства  верные.
Мы вместе в радости  и горести.
И не ждём друг от друга  подлости.
Мы дружбой женскою крепки,
А потому не будем одиноки.
Радуйся жизни и долго живи,
А будет трудно – меня  позови.

Такие стихи я посвятила подруге в день её юбилея. А теперь вернёмся к её истории.
Мядельщина. Деревня Кузьмичи. Здесь жила молодая семья. В 1941 году у них появилась доченька Лиля. Радовалась её старшая сестричка, радовались мама и папа. Эту радость оборвала война. В 1942 году Лиля потеряла отца. По доносу предателя в деревню приехали немцы и арестовали несколько подпольщиков, среди которых был и отец Лили Берняк Иван Кузьмич. Их погнали в Мядель и там расстреляли. Сегодня на том месте установлен памятник, на котором написаны имена расстрелянных. Сюда Лиля приезжает поклониться памяти отца и возложить цветы. А тогда мать пошла за арестованным мужем в надежде, что его отпустят. Стоял холодный февраль, дорога была далёкая. Она простыла, слегла и вскоре умерла. Дети стали сиротами. Лиле было восемь месяцев, а старшей сестре Зое – три годика. Что же их ждало? Страшно подумать. Слава Богу, что нашлись сердобольные родственники и взяли их к себе. Правда, сестер разлучили, и выросли девочки в разных семьях, в разных деревнях. Шла война. 1943 год памятен тем, что многих работоспособных угоняли в Германию. А ещё многие деревни были сожжены за помощь партизанам. Такая горькая судьба и у деревни Крути, где в семье дяди Матвея жила Лиля. Их деревня была сожжена за то, что здесь пряталась еврейская семья. Жителей деревни погнали в Германию. Тётя рассказывала, что соседка советовала бросить девочку, зачем, мол, вам чужой ребёнок. Но дядя Матвей был добрейшим человеком и вместе с женой и Лилей оказался в далёкой Германии, на чужбине. Там они работали у хозяина, тяжело работали. А каково ж там было ребёнку? После возвращения на родину трудности не покидали их. Вернулись, а здесь, как говорится, ни кола, ни двора. В Мяделе семью приютила одна женщина. Голодали, тётя ходила просить милостыню. Постепенно жизнь налаживалась, хотя большого достатка никогда не было. Но, пережив все трудности войны, люди не роптали, а радовались мирной жизни.
Лиля окончила среднюю школу, затем техникум. Получила специальность библиотекаря и всю жизнь трудилась среди книг и читателей. Тетя, подорвав здоровье на тяжёлой работе в Германии, рано умерла. Лиля вышла замуж и переехала к мужу в Вилейку. Взяла к себе дядю Матвея, за которым ухаживала до его ухода из жизни. У Лилии Ивановны две дочери, трое внуков. Она их любит, и они её любят и заботятся о ней. С уважением к ней относятся соседи. К ней тянутся бывшие малолетние узники, звонят, прислушиваются к её советам.
Несмотря на пережитое, у этой женщины доброе, отзывчивое сердце. Не зря она активна в волонтёрском движении. Внимательна и заботлива к своим подопечным в рамках проекта «МОСТ». Первая помощница у руководителя клуба «Дети войны» Марины Макаровой.
Оглядываясь на пережитое, Лилия Ивановна со слезами на глазах говорит: «Нам, малолетним узникам, приходит немецкая помощь, которая сегодня мне не очень и нужна, а нужна была тогда, во время трудного детства». И ещё: «Как бы я хотела, чтобы у меня были отец и мать! Ведь я никогда не произнесла дорогих слов «мама» и «папа».
Вот такова судьба моей подруги, одной из целого поколения военных детей.
Галина КАПТЮГ,  член клуба «Дети войны»
На снимке: подруги Лилия Мороз (справа) и Галина Каптюг в юности.
Фото предоставлено автором

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 143 queries