День автомобилиста и дорожника в Беларуси ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября. В преддверии профессионального праздника мы пообщались с руководством ДСУ №13 ОАО «ДСТ №5» и его лучшими специалистами.
ДСУ №13 является одной из старейших дорожных организаций в республике, которая была основана в далеком 1948 году как машинно-дорожная станция №5. В настоящее время дорожно-строительное управление №13 является современным, хорошо оснащенным предприятием по строительству и ремонту автодорог. Силами ДСУ-13 за эти годы были построены сотни километров новых автодорог, капитально отремонтированы старые дороги. Работы на объектах, особенно в последние годы, сопровождаются неуклонным ростом всех основных показателей работы управления. Предприятие внедряет новые технологии, применяет новейшие машины, оборудование и материалы. Объемы работ, выполняемых организацией, впечатляют: только за январь-сентябрь этого года выполнено строительно-монтажных работ собственными силами на сумму 8 млн. 296 тыс. 792 рублей. Процент роста среднемесячной зарплаты за 9 месяцев текущего года составил 146,8% к уровню прошлого года. Впечатляет и рост производительности труда по выручке на одного человека, который за прошедшие 9 месяцев составил 288% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Застать на рабочем месте специалистов и руководство дорожного управления очень сложно. Ежегодно в 6.20 утра все работники разъезжаются по объектам, которые разбросаны по всей области и стране. Всегда руку на пульсе держит и директор управления Сергей Викторович Соприх, который возглавляет ДСУ №13 более двух лет, но его трудовой стаж в организации насчитывает практически двадцать лет. Сергей Викторович является представителем трудовой династии работников ДСУ-13, ведь здесь же трудится и его отец. Уделив несколько минут в своем плотном графике разъездов, встреч, планерок и штабов, Сергей Соприх с гордостью рассказывает про объекты, на которых сейчас работает ДСУ-13: реконструкция автомобильной дороги М6 Минск – Гродно – граница Республики Польша (Брузги); объект «Автомобильная дорога Р80 Слобода – Паперня», где в этом году установлено только барьерного ограждения 12,5 тыс. метров. Причем для таких работ организация приобрела немецкую сваебойную установку «Гайк», производительность которой очень высока. Трудятся сейчас работники ДСУ-13 и на реконструкции автодороги М3 «Минск–Витебск, обход населенного пункта Плещеницы», а также на объекте «Капитальный ремонт с модернизацией путепровода через железнодорожные пути по улице Железнодорожной в г. Минске».
Рассказывая о работах, выполняемых ДСУ №13, директор организации Сергей Соприх постоянно говорит, что объекты объектами, но главное – люди, кадры предприятия. «Мастерство приходит с опытом, в том числе и в дорожном строительстве. У нас есть люди, которые проработали в организации более тридцати лет и являются профессионалами своего дела», – акцентирует внимание Сергей Викторович. И действительно, в организации гордиться есть кем. Уже более 37 лет в ДСУ-13 работает трактористом Александр Сонич. Человек заслуженный, профессионал своего дела, Александр Владимирович награжден знаком «Почётный дорожник Беларуси». О его технике, на которой он работает практически все время, уже ходят легенды.
– В организацию я пришел работать в мае 1982 года и с тех пор практически все время работаю на «Кировце». Он немного переделан, так как в то время не хватало гусеничной техники, поэтому его немного переоборудовали, приделав также и отвал. Работает он и как бульдозер, и как тягач. Вот сейчас трудимся на М3 «Минск – Витебск, обход населенного пункта Плещеницы». Года 22 назад мы здесь строили дорогу – обход Плещениц, а сейчас расширяем её. Много за эти годы было построено и реконструировано. Строили 1-ю и 2-ю кольцевую, «Минск – Могилев», магистраль М6 «Минск – Гродно» и так далее.
На вопрос, не сложно ли всю жизнь работать на удалении, рано уезжать, приезжать поздно, быть на вахтах, Александр Владимирович говорит: «Сложно, но смолоду уже привык». По словам Александра Сонича, к такому образу жизни привыкли и домашние – жена и дети. Сейчас уже дочери Александра Владимировича выросли, создали свои семьи, радуют родителей внуками. А по поводу профессионализма, о котором также ходят легенды, ведь на своем «Кировце» Александр Сонич может так идеально сделать работу, что современная техника в подметки не годится, наш собеседник шутит: «С годами не только любого человека можно научить мастерству, но и даже медведя».
Говоря о другом работнике организации Алексее Кулакове, водителе тягача с тралом, директором ДСУ-13 Сергей Соприх шутит:
– У нашего Алексея пробеги за месяц, как до Пекина и обратно.
Алексей Кулаков в организации также на хорошем счету. Придя работать сюда в 2010 году, он заслужи только положительные отзывы как от руководства, так и от коллег.
– Раньше работал в автобазе «Заславль», больше известной как «дикая дивизия», – улыбается наш собеседник. – Затем предложили поработать здесь, необходим был водитель на опасные грузы и тягач. Первым объектом была «могилевка» – автодорога М4 «Минск – Могилёв». Затем были кольцевая, трасса М3 «Минск-Витебск», трасса Р80 «Слобода – Паперня», сейчас расширяем дорогу в районе Плещениц. Работа не из легких – постоянные разъезды, в 6 утра уже должны быть готовы на выезд. Многие не выдерживают.
Сын Алексея Кулакова также с детства интересовался техникой, сейчас, работает слесарем по оборудованию на комбикормовом заводе.
Вот они – герои наших дорог. Люди, которые делают нашу жизнь мобильнее и комфортнее.
Сергей ГОНЧАР