Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

В центре эстетического воспитания юным вилейчанам помогают искать путь к себе

Красиво оформленные окна центра эстетического воспитания, в которых видны зимние дома, олени, игрушки, неизменно навевают на ум определение «сказочный домик». И, как оказалось, не одной мне.

– Нас действительно так называют – сказочный домик. Я была приятно удивлена, когда впервые это услышала. Но мы для этого и работаем. Рады, что наше оформление, концепцию которого придумала Алла Судникович, а воплотили все наши мастера, помогает вилейчанам создать праздничное настроение новогодней и рождественской порой, – говорит директор центра Татьяна Захарич.

Поводом к нашей встрече стала юбилейная дата – 30-летие центра, которое учреждение отпраздновало широко (насколько это возможно во времена пандемии) в конце минувшего года. Но ряд мероприятий проходит еще и в новом году.

Презентации и выставки воспитанников студий и мастеров – все это могли увидеть вилейчане в центре. К слову, главный зал учреждения также был обновлен – глубокий синий цвет кулис словно поддерживает сказочно-волшебную атмосферу, которая царит в центре. И не только в праздники.

Вообще здесь не просто учат разным направлениям декоративно-прикладного творчества. Здесь помогают искать путь к себе. Звучит это пафосно, конечно, но по существу.

Дело в том, что к любому виду творчества здесь относятся, как к возможности раскрыть себя. Ребята не только постигают технические азы рисования, конструирования из меха, кожи или бисероплетения, но и ищут то, что может стать их профессией в будущем или увлечением, которое поможет справляться с тяготами жизни. Не зря же говорят, что хобби делает человека счастливым.

Вера Ковзанович, руководитель студий «Чарадзейка» и «Маляваначка».

– Я лічу, што мастацтва – спосаб спасціжэння сусвету і шлях да сябе. Таму і маіх выхаванцаў вучу гэтаму. Маляваць тое, да чаго імкнецца душа, значыць, давяраць сабе. Значыць, сказаць сабе і сусвету, што ёсць твой позірк на любую з’яву, што ён адметны, што ён мае права на існаванне. І не здраджваць свайму “я” ніколі.

На занятках мы ствараем для дзяцей прастору свабоды. Так, я кіруюся праграмай, але асноўная ўвага – на інтарэсы дзіцяці. Я не прымушаю рабят да ўдзе­лу ў конкурсах, бо конкурс – гэта заўжды абмежаванне: па часе, па сюжэце, па мастацкіх сродках. Дзеці распавядаюць, што, бывае, у школе яны не паспяваюць асэнсаваць тэму творчай працы, а абмежава­насць часу ўрока і ўвогуле здымае творчы настрой. Таму і працы выхо­дзяць падчас шаблонныя. А у нас тут няма абмежаванняў, можна працаваць некалькі заняткаў над адной тэмай. Бо дзіцяці ці падлетку павінна хапіць часу на абуджэнне ўласнага эмацыйнага вобразу, які яны потым перанясуць на паперу.

Я імкнуся, каб дзеці адчувалі асалоду ад працэсу творчасці, задавальненне ад працы і радасць ад яе вынікаў. Ужо колькі год працую і назіраю за выхаванцамі: рабяты малююць тое, чем жывуць. Калі думкі дзіцяці азмрочаны праблемамі, чорны колер, монстрападобныя аб’екты будуць і на малюнках. І тут галоўнае – не выпраўляць асобу, не забароньваць яму маляваць менавіта так. Няхай “выпіша” свой негатыў, вызваліцца ад яго, бо калі і тут абмежаваць дзіця рамкамі сацыяльна прынятага, то схаваныя боль, туга і смутак могуць адмоўна ўплываць на станаўленне характару чалавека. Творчасць – добры (ці не найлепшы) псіхатэрапеўтычны сродак.
Нина Прушак, руководитель народного коллектива «Пушистик»:

– Я свою задачу на первом этапе вижу в том, чтобы научить техническим азам. Начинаем со строчки, узнаем свойства тканей, меха. Шьем простейшие мелкие игрушки. Это, как правило, плоскостные работы. А вот к авторской кукле подходим на третьем году занятий. Анна Чайковская и Дарья Норко занимаются у нас уже семь лет. Татьяна Каптюг и Женя Плясунова – пять лет. Ярослава Климович – четыре года. Эти девочки – настоящие мастерицы. Им под силу сделать действительно сложные работы. При этом качество пошива на высоте.

Но не менее важным я считаю ту дружескую атмосферу, которая образовалась у нас в студии. Старшие помогают младшим: учат, объясняют, поддерживают. Ребята делятся материалом, вместе конструируют выкройки. И, конечно, общаются на разные темы. Вот это очень важно во времена интернета, который, казалось бы, стирая границы для общения, тем не менее, весьма обособляет человека, уменьшает реальные контакты. А детям нужно уметь общаться в реальной жизни, уметь объяснить свое видение, отстоять свою точку зрения, уметь находить компромиссы в общении. Занятые общим делом, ребята как раз учатся понимать значимость индивидуального подхода, но и важность коллективной работы. Например, некоторые игрушки для конкурсных выставок мы делаем исключительно коллективно: причем не только воспитанники, но и мастера. И тогда каждый понимает, что его часть работы делает общий образ гармоничным и завершенным.

Лариса Орел, руководитель студии бисероплетения «Куфэрак» и студии работы с кожей «Мастерица»:

– Изделия из бисероплетения – очень изящные вещицы. Особенно если выполнила их рука мастера. А, например, у Полины Лариной, которая занимается в студии уже шесть лет, технический уровень бисероплетения очень высок. Она уже может сделать фантазийное изделие: подобрать сочетание цветов, технику низания бисера, разработать схему. Конечно, девочек привлекает сама возможность создать дизайнерские украшения: браслеты, заколки, серьги, колье, бусы, броши, кулоны, медальоны или даже парюры – полные гарнитуры украшений (колье, браслет, брошь, серьги, перстень, гребень, булавка). А главное – ребенок, таким образом, реализует свое желание – дарить. Дарить эксклюзивные вещи. И, правда, воспитанники студии с радостью делают работы для подарков и щедро одаривают родителей и друзей. В центре мы практически не оставляем работы ребят – то, что не раздаривают, они коллекционируют дома. Естественно, на выставку дети приносят работы, которые сами считают достойными.

А вот в «Мастерице» у нас сейчас преобладают мальчишки. Ребята из школы-интерната осваивают здесь азы работы с кожей: как создавать эскизы картины, как резать кожу, сочетать и закреплять её, как сделать плоскостную картину, как объемный предмет. Здесь тоже есть своя премудрость. Не всё и получается, но работаем вместе.

Резюмируя наш большой разговор о возможностях центра, его директор Татьяна Захарич подчеркнула:

– Что бы ни выбрали наши ребята, через любой вид творчества мы приобщаем их к главному – к пониманию и осознанию важности духовных ценностей в жизни конкретного человека и общества. Творчество, свобода, красота, мир, справедливость, трудолюбие, чуткость к другим, милосердие, уважение к своей истории и мировой культуре – это те ценности, развивая которые мы улучшаем себя и общество. На это и направлены творческие и педагогические усилия мастеров нашего центра.

Ирина ТРУБАЧ/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 150 queries