Десять лет назад у молодежи впервые появилась уникальная возможность реализовать свои творческие идеи, поучаствовать в республиканском инновационном проекте «100 идей для Беларуси», инициированном БРСМ.
Вилейчане из года в год принимают в нем участие и являются победителями в различных номинациях. В настоящий момент проекты наших школьников принимают участие в зональном туре проекта.
Совместная деятельность учащейся 11 класса Любанской школы Виктории Маркович с преподавателем химии Светланой Селюн над проектом «Живительный родник» открыла возможность узнать о двух неизвестных чистых родниках в двадцати километрах от агрогородка.
Перед школьницей стояли непростые задачи: не только найти родники, но и провести гидрологическое исследование воды в них, сделать физико-химический анализ качества родниковой воды. Сравнить результаты анализа с ПДК. И как итог – составлены экологические паспорта родников. Разработаны мероприятия по улучшению их состояния и функционирования.
Огромную роль в их поиске сыграла помощь лесников Любанского лесничества, которым знакомы все тропы. «За это им огромная благодарность, – рассказывает Светлана Анатольевна. – Живые источники должны быть всем известны, занесены на карту Беларуси. Вода у них очень чистая и полезная. Это нам и требовалось выяснить, и мы справились».
Проект «Получение составов с адгезивными свойствами из отходов целлофана» у учащегося 11 «Б» класса СШ №3 Егора Климова под руководством преподавателя химии Виктории Сапроновой получился очень полезным и нужным. В отличие от макулатуры, переработкой и утилизацией целлофана в наше время никто не занимается. Это и стало основополагающей идеей в исследовательской работе. «Зная, что целлофан состоит из целлюлозы, мы попробовали подобрать такие растворители, где можно было бы как-то растворить основу целлофана. Но не просто утилизировать, а попробовать создать из него полезное вещество», – поделилась Виктория Николаевна.
По ее словам, в ходе проведенных исследований над отходами из целлофана стало известно, что из них, как минимум, можно изготавливать вещество, внешне напоминающее клей и лак. И очень даже неплохого качества. Проект старшеклассника доказал, что утилизировать отходы и давать им вторую жизнь можно и даже необходимо. Это один из способов улучшить экологическую обстановку в мире.
Безусловно, целеустремленности и знаний школьникам не занимать. Особенно, когда их многолетняя увлеченность точной наукой перерастает в нечто большее – в выбор будущей профессии, связанной с химией. Пожелаем им успеха и везения!
Виктория АПЕТЁНОК/Фото предоставлено Викторией Сапроновой и Светланой Селюн