Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

«Почему снасти не спасли?». Водолаз Вилейской спасательной станции рассказал о своей работе

Ошибочное мнение, что с наступлением зимы и приходом холодов
у спасателей ОСВОД становится меньше работы. Наоборот – периоды становления и таяния льда являются самыми сложными и опасными для них и работы прибавляется.

На Вилейской спасательной станции работают отважные и рисковые люди. Одним из них является Евгений Рыженков, водолаз 5 разряда. Работает на Вилейской спасательной станции уже девятый год. Скромный и немногословный собеседник, но за его плечами сотни спасенных жизней, а также историй спасений, как с радостным, так и с печальным концом. С Евгением Васильевичем говорили о его работе зимой и безо­пасности, о которой должны помнить рыбаки.

– Как Вы начинали свой путь водолаза?

– Два года на спасательной станции я работал матросом. Затем освободилась вакансия водолаза. Я отучился и вот уже 9 лет работаю водолазом. Также у меня есть права моториста, получил я их ещё в 90-х, из-за своего пристрастия к рыбалке. Мне моя работа нравится.

– В чём заключается для сотрудников станции работа в зимний период?

– Каждый день на протяжении зимы мы проводим тренировочные спуски под лёд, измеряем его толщину и температуру воды на Вилейском водохранилище. При спусках под лед прорубается майна размером 2х2 метра, она не должна иметь острых кромок, о которые можно повредить шланги и снаряжение водолаза. В майну опускают водолазный трап и заводят спусковой конец. Низкая температура водолазам не страшна, крепкие гидрокостюмы выдерживают температуру до -25 градусов в течение двух часов, – рассказывает Евгений Васильевич.

Как только начинаются морозы, на Вилейском водохранилище размещается целый «рыбацкий городок», самые отважные рыбаки остаются ловить рыбу даже ночью. Спасатели их предупреждают, что это небезопасно.

– Мы постоянно начеку и мониторим обстановку на льду. Постоян­но повторяем: «Никакой улов не стоит вашей жизни! Вас ждут дома и без улова!» – говорит Евгений Рыженков.

– Как часто приходится патрулировать Вилейское водохранилище зимой?

– Все зависит от метеорологических прогнозов. Как только на станцию поступает сообщение от метеостанции, что ожидаются оранжевый уровень опасности, метель, сильный ветер либо гололед, мы сразу же стараемся оповестить об этом рыбаков. Теперь, благодаря технике – аэролодке «Пиранья» – это можно сделать намного быстрее, ведь лодка передвигается как по воде, так и по тонкому льду и снегу.

– Если рыбак провалился под лед, то как ему действовать?

– Самое главное – действовать быстро и не паниковать. Не делать резких движений, широко раскинуть руки на кромку льда и без резких движений стараться выбраться на прочный лед. Затем, лежа на спине или животе, продвигаться в сторону берега, одновременно призывая о помощи. Если лед не выдержал – ползти в ту сторону, откуда пришли, ведь здесь лёд уже проверен на прочность.

– Приходилось сталкиваться на работе с абсурдными ситуациями? И какими?

– Ой, таких ситуаций хватает. Например, предупреждаешь рыбаков, они вроде как и соглашаются с тобой, но на берег идти не спешат, даже при полном отсутствии клёва. Иногда случается так, что маленький улов преобладает над страхом за собственную жизнь.

…Обидно и неприятно, когда спасаешь рыбаков, рискуешь своей жизнью ради другого человека, а в итоге этот человек тебе предъявляет: «Где мои снасти? Почему снасти не спасли?», а некоторые даже умудряются нас обвинить в том, что эти снасти мы присвоили себе.

В этом году была следующая ситуация: поступила информация, что утонул рыбак. Спасатели выехали на аэролодке, чтобы забрать его, по пути рыбачили люди, они к ним обратились, чтобы те немедленно отправились на берег, ведь лед тонкий. Спасатели предупредили, что уже один рыбак утонул, и вы не рискуйте своей жизнью. Вроде бы рыбаки соглашаются и говорят: «Да, уходим». Но на обратном пути спасатели видят: рыбаки как сидели, так и сидят.

С теми, кто в нетрезвом состоянии, постоянно проводишь профилактические беседы. Но есть же и такие, которым «море по колено». С заядлыми рыбаками и «экстремалами» сложно.

– Евгений Васильевич, сами любите зимнюю рыбалку?

– Я рыбачу с детства. Для меня рыбалка – настоящая отдушина. Особенно люблю зимнюю рыбалку, очень увлекательный и азартный процесс. А ещё зимой щука хорошо клюёт. Я не люблю суету и спешку, поэтому на рыбалке я отдыхаю. Самое приятное, когда домой возвращаешься с уловом!

– Как подготовиться к безопасной зимней рыбалке?

– В первую очередь, обратить внимание на толщину льда, она должна быть не менее 7 см. Надежный лед – прозрачный с зеленоватым оттенком. Лед не должен пробиваться от удара пешни. Любые подозрительные участки (белый лед с пузырями воздуха в толще, рыхлый) следует обходить стороной. При движении по льду группой важно соблюдать дистанцию между идущими, не спешить и не скапливаться большими группами в одном месте. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на близком расстоянии, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Если вдруг лёд начал трескаться, то ни в коем случае нельзя по нему бежать. Следует на лед лечь и передвигаться ползком.

– Какие средства спасения необходимо иметь при себе каждому любителю зимней рыбалки?

– Непременно с собой на рыбалку необходимо брать спасательный жилет, ледовые зацепы, а также веревку или линь длиной не менее 15-20 метров с петлей на одном конце и грузом весом 400-500 грамм на другом. Провалившись под лёд, действовать нужно быстро и решительно: бросить в сторону берега закреплённый на поясе линь и без резких движений стараться выбраться на прочный лёд, а затем, лёжа на животе или спине, продвигаться в сторону берега, одновременно звать на помощь.

– Чем помочь провалившемуся под лед?

– Ему подаются лестницы, доски, веревки и другие подручные средства, при этом приближаться к нему следует лежа, ползком, опираясь на предметы, увеличивающие площадь опоры. Если спасателей двое и больше, то лучше образовать цепочку, удерживая друг друга за ноги. Надо знать, что человек, попавший в ледяную воду, может окоченеть через 10-15 минут. А через 20 минут – потерять сознание. Поэтому жизнь пострадавшего зависит от сообразительности и быстроты действий всех участников чрезвычайного происшествия!

Елизавета ТИКОТО

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 69 queries