Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Нужна ли современной школе служба медиации?

Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Все эти люди очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию.

Можно ли в таких условиях обойтись без конфликтов? Наверное, да, но это уже будет что-то из разряда фантастики. Но давайте будем более реалистичными и для начала честно признаем проблему, а затем обсудим один из способов ее решения – службу медиации.

Итак, школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, учащиеся и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон.

В современной судебной практике, например, зачастую для решения самых сложных вопросов, разобраться с которыми двум лицам самостоятельно никак невозможно, приглашается третья сторона. И вот тут-то на помощь приходит нейтральное лицо – медиатор.  Выслушав по очереди каждого из участников конфликта, медиатор предлагает возможность договориться сторонам и принять решение по урегулированию конфликта, которое устроит обе стороны. Судья же выносит свое решение, которое, даже если и является абсолютно беспристрастным, вряд ли кажется всем сторонам справедливым.

Современные подростки не всегда прислушиваются к мнению педагога, к его рекомендациям по разрешению конфликтных ситуаций, а охотно руководствуются советами ровесников в решении своих вопросов. Работает принцип «равный обучает равного». Тут на помощь может прийти медиация.

Но медиация – это не классический суд, где решение выносит один. Главное отличие в том, что медиатор ни в коем случае не считает себя выше спорящих, не навязывает им свое мнение, не подталкивает ни к какому решению. Он как будто бы держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо из участников. Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. А если медиатором будет учащийся, человек из референтной группы подростков? К нему будут прислушиваться, и он сможет управлять разрешением конфликта.

Медиация постепенно приходит в белорусские школы. В нашей гимназии реализуется педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций учащихся посредством организации волонтерской службы медиации».

Задача Службы медиации – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем. В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Гончар Екатерина, Пыско Алина, учащиеся 10 класса ГУО «Вилейская гимназия № 2»

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 44 queries