В прошлом номере газеты мы рассказывали о юбилейной дате Белорусского профсоюза работников образования и науки – столетнем юбилее организации. Сегодня – слово тем и о тех, кто много лет отдал благородному труду педагога и всегда занимает активную жизненную позицию.
В каждой профессии есть две стороны медали, и обе они значимые и взаимосвязанные друг с другом.
Профессия учителя особенная, она требует не только знаний предмета и умение донести их своим ученикам, пониманием их психологии и индивидуальности каждого, но и времени. А если ты ещё и классный руководитель, да ещё и хороший классный руководитель, который живёт интересами детей, знает глубоко и всесторонне семью, помогает воспитывать достойного гражданина, любящего сына или дочь – тут говорить не приходится о тех затратах сил, времени и здоровья каждого, кто избрал дорогу учителя.
С самыми близкими и родными
Анализируя годы работы в школе, я с благодарностью вспоминаю всех своих выпускников, которые помнят и не забывают меня. На добрые дела с ними уходило немало времени. Встречались ребята из неблагополучных семей, которым нужна была особая забота и помощь. И насколько мне кажется, я справлялась неплохо, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и благодарности всех уровней. А как же свои дети, семья?
Свои дети, а у меня две дочери, росли и воспитывались по принципу: «Дети учатся тому, что видят у себя в дому». А видели и слышали они, как мы относимся к работе, друг другу, родным и близким, друзьям, событиям, которые происходят в мире. Уделяя много внимания своим воспитанникам, готовясь к урокам и внеклассным мероприятиям, мы покупали много предметной литературы, художественные произведения, выписывали для себя и детей газеты, журналы, которые читали и обсуждали вместе. И сегодня их они порой используют в своей работе.
Совершая поездки, экскурсии по республике и за её пределами с учащимися, я брала всегда своих детей, что расширяло их кругозор и давало возможность ценить и любить свою Родину. Когда они ещё учились в школе, я иногда им говорила: «Помните, вы наше зеркало, отражение по воспитанию детей. Нам с папой будет неудобно воспитывать хорошее у других, если этого не воспитали в вас».
Требовательность и принципиальность, любовь к труду и своей профессии, постоянное стремление к знаниям, своему совершенствованию, уважение к старшим, детям и их родителям – всё это присутствовало у нас в семье и передалось нашим дочерям, что и вызывает чувство гордости за них. Несмотря на ограниченность свободного времени для семьи, они научились быть самостоятельными, ответственными и порядочными людьми. Окончив школу с золотыми медалями, они пошли по стопам родителей и стали учителями. Знания, полученные в школе, они подтвердили в институтах (педагогическом, иностранных языков), вернулись на работу в свою школу с красным дипломом, званием бакалавра.
Быть мамой – доброй, любящей, справедливой, чуткой и внимательной – можно всегда несмотря ни на время, ни на расстояние. А сочетание матери дома и матери в школе вдвойне высокоответственно и почетно. Я до сих пор храню у себя большую газету выпускников средней школы №2, которую они оформили к последнему звонку 1979 года, её заглавие было такое: «Наша вторая мама». И спустя годы они бывают дома у меня, делятся радостью и печалью, советуются. Мои дочери тоже их знают, потому что вместе воспитывались, участвуя в наших мероприятиях.
И если б жизнь начать сначала, я бы все равно, несмотря на трудности современности, пошла бы по дороге той, которую выбрала 55 лет назад.