Всем известна расхожая фраза о том, что бесплатный сыр – в мышеловке. Правда, если разобраться, так и бесплатный ли…
В этом материале речь пойдёт отнюдь не о бесплатном сыре (чего уж мелочиться), а о более дорогостоящем и важном – об электроэнергии, которую, как показывает практика, некоторые тоже считают бесплатной. Об этом мы побеседовали с инженером-инспектором филиала «Энергосбыт» РУП «МинскЭнерго» Сергеем БИСЛЮКОМ.
– Каждый потребитель электроэнергии знает, что за неё нужно платить, – отметил Сергей Иванович. – Однако же находятся и такие, кто, игнорируя все правила, без зазрения совести крадет её. А как же иначе назвать их некрасивые и преступные деяния? Вот так и живут: одни люди аккуратно и своевременно оплачивают за потребленную энергию, другие же «забывают» своевременно это делать…
– И как энергосберегающая организация борется с такими?
– Для начала немного цифр. За десять месяцев текущего года рейдовой бригадой, в которой работают наши сотрудники, было проведено 134 рейда. В ходе их составлено 154 акта на нарушителей, которыми было украдено 300224 кВ/ч электроэнергии на сумму 47098,63 рублей. Все это, уточню, только в жилом секторе, не касаясь промышленности и сельского хозяйства.
Согласно «Правил электроснабжения», утверждённых постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 октября 2011 года №1394 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 23 октября 2015 года №895, энергоснабжающая организация вправе приостановить оказание услуг энергоснабжения гражданину, имеющему задолженность за два и более расчётных периодов за потребленную электроэнергию и не погасившему её в течении пяти рабочих дней после получения письменного предупреждения, которое доставляется заказным письмом или вручается под роспись.
– Допустим, нарушитель не прислушался, его наказали – отключили «свет», без которого современному человеку ну совсем невозможно. Как он должен поступать дальше, чтобы «лампочка Ильича» вновь осветила его дом?
– Абонент должен в порядке очередности погасить задолженность за потребленную электроэнергию и оплатить расходы на приостановление и возобновление оказания услуг электроснабжения в соответствии с калькуляцией, составленной нашей организацией.
– Думаю, нашим читателям интересно будет узнать, каков порядок переоформления договора электроснабжения. Допустим, в каком-то доме поменялся собственник, который не спешит переоформлять договор…
– Согласно действующему законодательству основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения сторон при снабжении электроэнергией, является договор между потребителем и энергоснабжающей организацией. В соответствии с пунктом 221 Правил электроснабжения при смене абонента новый собственник обязан в течение десяти календарных дней после получения правоустанавливающих документов на жилое помещение обратиться в энергоснабжающую организацию для заключения договора. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Филиал «Энергосбыт» самостоятельно запрашивает правоустанавливающий документ на жилое помещение, однако, для оперативного решения вопроса о заключении договора, гражданин может самостоятельно представить данный документ.
При смене абонента номер лицевого счёта, зарегистрированного по данному адресу, остаётся неизменным.
При отказе гражданина, использующего электрическую энергию для бытового потребления, от подписания договора электроснабжения, этот договор считается заключенным на условиях, предусмотренных законодательством (пункт 83 Правил электроснабжения).
– Какой тариф на электрическую энергию применяется при наличии у одного собственника нескольких жилых помещений?
– В соответствии с п. 12 Положения, при отсутствии зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении собственника (или членов его семьи), либо нанимателя, плата за электроснабжение вносится по установленным законодательством тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.
Таким образом, применение тарифа зависит не от количества имеющихся в собственности гражданина жилых помещений, а от того, кто в них зарегистрирован по месту жительства.
Например: гражданин имеет в собственности две квартиры. Вся его семья зарегистрирована по месту жительства в одной из них, а во второй никто не зарегистрирован. Тогда во второй квартире применяется тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение. Но если во второй квартире зарегистрирован кто-либо из членов семьи собственника, то тариф, обеспечивающий полное возмещение экономически обоснованных затрат на электроснабжение, применяться не будет.
– И ещё один вопрос к Вам, Сергей Иванович: что делать, если человек заметил, что прибор учёта электроэнергии в его доме стал работать неправильно?
– Согласно п. 208 Правил электроснабжения, при возникновении сомнений в правильности работы средства расчётного учёта электрической энергии и мощности, гражданин имеет право подать заявление в энергоснабжающую организацию для проведения внеочередной поверки указанного средства с предварительной оплатой затрат на проведение поверки в соответствии с калькуляцией энергоснабжающей организации. В случае, если по результатам внеочередной поверки выявлена неисправность средства расчётного учёта электрической энергии, энергоснабжающая организация производит его замену и засчитывает переплаченную сумму (при предъявлении гражданином квитанции), уплаченную за внеочередную поверку электросчётчика сумму в счёт оплаты за электрическую энергию.
– Всё понятно. Спасибо Вам, Сергей Иванович, за беседу, за важную для наших читателей информацию.
Беседовала Ирина БУДЬКО