Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Чем опасны «старые» лифты в Вилейке?

Одним из направлений государственного надзора в области промышленной безопасности, осуществляемого Госпромнадзором, является надзор за обеспечением исправного состояния и безопасной эксплуатацией лифтового оборудования.

В процессе эксплуатации лифтов, вследствие износа их деталей, увеличиваются зазоры в соединениях, нарушаются посадки, возникают ударные нагрузки, ухудшается состояние электрических контактов, с течением времени ухудшается качество изоляции проводов и кабелей, возникают усталостные трещины, коррозия и деформации металлоконструкций.

Сегодня имеют место многочисленные факты обращений в Госпромнадзор жильцов жилых домов и посетителей социальных учреждений с жалобами на неудовлетворительную работу лифтового оборудования, которое отработало назначенный срок службы.

Частые сбои и остановки при эксплуатации лифтов, замена или ремонт вышедших из строя составных частей, изготовление запасных частей на лифты снятые с производства, приводит к увеличению себестоимости содержания старых лифтов в исправном состоянии.

Закономерно, что износ и старение оборудования, а также не соответствие конструкции лифтов, отработавших назначенный срок службы, требованиям безопасности приводит к увеличению вероятности возникновения аварий и инцидентов, в том числе и к травмированию людей.

Массовое строительство жилых домов повышенной этажности и объектов социальной сферы в 80 – 90 гг. прошлого столетия, а также недостаточные темпы замены лифтов привели к тому, что с каждым годом количество лифтов, отработавших назначенный срок службы, увеличивается.

Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» установлено, что лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу регламента (15.02.2013) и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие требованиям ТР ТС 011/2011 не позднее 15 февраля 2020 года.

Техническим регламентом ужесточены требования к конструкции лебедки, кабины, дверей шахты, ограничителя скорости и электрооборудования, что составляет более 80 % всего оборудования лифта. Так, значительно повышены требования к устройству системы тормоза, введена обязательность установки щита под порогом кабины, обеспечивающего защиту людей от падения в шахту, введены изменения в конструкцию лифтов, обеспечивающие более безопасную эвакуацию пассажиров. Нормативы дополнены требованиями по наличию освещения кабины и связи с диспетчерским пультом, в случае отключения электроэнергии и при пользовании лифта инвалидами, а также по пожарной безопасности.

В Вилейском районе зарегистрировано в Госпромнадзоре 48 лифтов, из которых 40 единиц (или 92 %) отработали назначенный срок службы. Из общего числа лифтов 33 являются пассажирскими, из них 26 единиц (или 78 %) отработали назначенный срок службы. В учреждении здравоохранения «Вилейская ЦРБ», где насчитывается 7 единиц лифтов, которые выработали свой ресурс, устарели физически и технически.

В целях выполнения пункта 13 решения Минского областного исполнительного комитета от 27.10.2016 г. № 1034 о реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» и о состоянии работы по предупреждению гибели людей от внешних причин Вилейским райисполкомом разработан план модернизации (замены) лифтов, отработавших нормативный срок службы, на 2017 – 2019 годы.

Планом на 2017 год было определено к модернизации (замене) 7 лифтов, однако работы по их замене в прошедшем году не производились. Не выполнены работы по модернизации (замене) лифтов в ОАО «Зенит-БелОМО» (5 лифтов), УЗ «Вилейская ЦРБ» (2 лифта).

В соответствии с планом района, в 2018 году (с учетом невыполнения задания 2017 года) к замене (модернизации) определено 13 лифтов (ОАО «Зенит-БелОМО» – 7 лифтов, УЗ «Вилейская ЦРБ» – 4, ГУП «Вилейское ЖКХ» – 2).

Поэтому на всех уровнях, включая Вилейский райисполком, необходимо обеспечить должное участие в реализации требований Директивы и строгий промежуточный контроль хода замены (модернизации) лифтов, отработавших нормативные сроки службы, с принятием корректирующих мероприятий для обязательного выполнения годовых объемов.

Реализация указанных планов позволит заменить устаревшее оборудование и тем самым обеспечить безопасность пассажиров.

Следует также учесть, что «новые» лифты потребляют на 20-30 % меньше электроэнергии, что является существенной экономией энергоресурсов и затрат для населения.

Фёдор НЕНЮКОВ, ведущий государственный инспектор Молодечненского сектора надзора и экспертизы Минского областного управления Госпромнадзора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 143 queries