Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

ВЬЕТНАМские загадки. Страна, для тех, кто любит экзотические ребусы

Ад рэдактара.
На старонках «ШП» – прэм’ера рубрыкі. Мы чакаем, што яна будзе для нашых чытачоў вельмі цікавай і насычанай карыснай інфармацыяй. Падарожжы, вандроўкі, спазнанне новых краін і знаёмствы з людзьмі, якія жывуць па іншых традыцыях. Гэта тое, што далёка, але вабіць асабліва моцна.
Што ядуць на сняданак кітайцы, чым жывуць жыхары эстонскіх выспаў, чаму ў Туркменістане адчуваешь сябе, як на іншай планеце і чаму крызіс у Грэцыі зусім не крызіс. Наш аўтар Анатоль Занкавіч будзе прадстаўляць матэрыялы аб розных і каларытных краінах. Плануем, што рубрыка будзе выходзіць раз на месяц. Але ўсё будзе залежыць ад вас, нашы чытачы.
А пакуль – у добры шлях! Шлях невядомы для большасці з нас, але, веру, вельмі цікавы.
Сяргей ГАНЧАР

Из Беларуси в страну азиатского социализма лайнеры не летают. Поэтому добраться до родины Хо Ши Мина проще всего с пересадкой в Москве. Уже на регистрации в Домодедово чувствуешь себя, словно на рынке – бойкие вьетнамцы колдуют с ручной кладью, громко говорят-торгуются и умудряются в ручную кладь запихнуть «диван, чемодан, саквояж»…
Перелёт – 9 часов. Поначалу можно сойти с ума, но к третьему часу привыкаешь. У меня до этого был опыт 12-часового перелёта в Китай, так что прошло всё легко. Можно спать, есть, читать, можно смотреть фильмы и слушать музыку.
Ханой – это столица Вьетнама, но лишь для тех, кто не был на юге. Его уже основательно (и по населению, и по развитию) теснит Хошимин, бывший Сайгон. Там сконцентрирован бизнес. Здесь – административный центр. Вообще, весь Вьетнам принято делить на Северный и Южный. Все туристы едут на берег Южно-Китайского моря – в курортную зону. Мы же – по делам в Ханой.

Бизнес и компартия – братья навек
Первое впечатление – попал в 16-ую республику Советского Союза. В глазах рябит от красных флагов, звезды, символика из 70-ых… Но, когда едешь по городу, замечаешь островки современной цивилизации – небоскребы, отели, деловые центры. Как до сих пор Вьетнам умудряется привлекать серьёзные инвестиции и при этом оставаться коммунистической страной (роль партии здесь очень велика) – загадка. Как заметил наш приятель Нгуен Ван Зунг, мы мыслим по-разному:
– Вот, допустим, футбол. Вы сразу представляете механику: то есть, команду или тактику, а мы – только картинку. Гол, например.
Нгуен – самая популярная фамилия во Вьетнаме, её носит половина жителей. Второе имя – это прозвище, а третье – это своё имя. Трудно не запутаться, но только сначала. Это как отличить вьетнамца от китайца или японца. Спустя неделю начинаешь распознавать, кто из Пекина, а кто местный.

Наш Нгуен – в своё время учился в Москве, потом работал во вьетнамской глубинке, сейчас работает с иностранцами. По вечерам возвращается домой и до рассвета занимается счетами и поставками – есть свой бизнес. И что – компартия позволяет?
– Скорее, не против, – улыбается гид. – Двадцать лет назад мы жили очень бедно, у страны не было денег. И людям, чтобы выжить, разрешили заниматься предпринимательством. Сейчас экономику укрепили, но запрещать бизнес партия пока не может. У нас каждый второй где-то работает на себя, открыл какой-то магазинчик или кормит людей. Люди выживут в любых условиях, выкрутятся.

Жареный голубь? Змея? Крокодил? Приготовим!
С едой во Вьетнаме нет никаких проблем и запретов. Можно абсолютно всё. В одном из кафе мне подали жареного голубя (жестковата птица и скудна на мясо), в другом настойчиво предлагали змею и крокодила. Не рискнул. В следующий раз…

 

Зато громадных крабов возле рынка сварили моментально, как лапшу «Ролтон». Есть пришлось прямо на улице, сидя на низеньком топчане. Торговец рядом выливает какие-то помои, кафе (если так можно назвать) находится прямо на запруженном тротуаре, а в полуметре проходит оживлённая дорога. В общем, белорусские санитарные службы закрыли бы в один миг всю эту куролесицу, но здесь такие условия еды (вернее, их отсутствие) никого не смущают.
Второй отличительный символ – дорожное движение. Правила есть, но условные. Машина – дорого, поэтому все передвигаются на двух колёсах. Скутеры, мотоциклы, велосипеды, какие-то повозки… Весь этот хаос движется только по одному принципу – правилу «первого шага». Идёшь – иди! Стоишь – стой! Тоже непривычно сначала, но потом с ловкостью фокусника лавируешь в потоке, который, словно река, обтекает тебя со всех сторон.

Здесь чувствуешь себя человеком с достатком. Всё дёшево, а если торговаться, то цену можно сбить в полтора-два раза. Шёлковый платок, который мне как гостю пытались продать за $5, в итоге отдали за $1. И очень благодарили. Здесь хорошо относятся к иностранцам. Местные словно дети – интересуются, заглядывают в твои (огромные по местным меркам) глаза, притрагиваются к белой коже и завидуют. До сих пор во Вьетнаме смуглая кожа считается признаком сильной бедности и угнетённости. А эти ребята очень хотят жить лучше.

Экспорт кофе и бег трусцой
Хочет вьетнамского процветания и компартия. Создают условия иностранным инвесторам, но при этом с упоением боготворят покойного Хо Ши Мина, которому удалось объединить страну. Забавно: по вечерам вокруг мавзолея с телом лидера нации можно встретить сотни бегающих трусцой по периметру вьетнамцев. Здоровый образ жизни и почтение дедушке Хо – два в одном.

С идеологией у компартии всё в порядке. Другая задача – прокормить сто миллионов жителей. Шансы встретить на улице упитанного, высокого вьетнамца и Брюса Уиллиса примерно одинаковы.
– Это всё от бедности, – грустно говорят местные. – Какое мясо? Коренья, травы, овощи – это всё, что мы могли себе позволить раньше. Сейчас ситуация лучше, но не для всех. Мы были колонией Франции, здесь были японцы, китайцы, корейцы. США вели войну. Считайте, весь двадцатый век на этой земле воевали. Потому мы небольшого роста и щуплые. Откуда достаток?
Но сегодня у Вьетнама обширные планы. Власти открывают доступ к рынку мировым корпорациям. По экспорту кофе страна уже четвёртый год подряд занимает первое место в мире. Кофе, и в самом деле, вкусный. Есть ресурсы – нефть, полезные ископаемые, туризм – это приносит серьёзные доходы, но и людей здесь тоже очень много. Каждый год – по миллиону новых жителей. Трудно прокормить.

Вьетнамское терпение
Зачем ехать во Вьетнам? Во-первых, страна очень живописная: здесь и водопады, и горы, и разнообразная флора и фауна. Подцепить опасную болезнь – вряд ли, если только не сунетесь в тропические заросли. Во-вторых, вопросы безопасности. Принято считать: чем беднее страна, тем выше преступность – миф! Испытано на себе: мы гуляли ночью, в самых отдалённых кварталах – всё спокойно. За падшими женщинами – это в Таиланд. Вопросы акклиматизации и еды? Полно доступных заведений со скатертями и официантами – выбирай на свой вкус. А, вообще, настоящая антисанитария – это в Индии, вьетнамцы гораздо чистоплотнее.

Наконец, эта страна понравится тем, кто хочет увидеть несколько другой мир. Здесь полно экзотики, но для местных мы – ещё большая экзотика. Поэтому нет отторжения, а, скорее, взаимное дружелюбие и интерес. Главное – набраться терпения для полета. На обратном пути наш самолёт опоздал с прилётом в Шереметьево, а мы – на стыковку. Дверь дома я открыл ровно через сутки после выхода из номера отеля с видом на живописное озеро Тай.

Анатолий ЗАНКОВИЧ

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 185 queries