В Беларуси нечасто рассматриваются дела о нарушении экологического законодательства. А вот в Сморгони сейчас слушают именно такую историю: о предполагаемом сбросе предприятием «Кроноспан» сточных вод в реку Вилия и загрязнении водного объекта.
В конце марта 2016 года был зафиксирован слив сточных вод рядом с территориями двух крупных сморгонских предприятий — ОАО «Сморгонский агрегатный завод» и ИООО «Кроноспан» (производство ДСП и ламината). В производственном процессе второго завода используются смолы, содержащие формальдегид. Это токсичный бесцветный газ с резким запахом, который хорошо растворяется в воде. Он может вызывать у человека воспаление слизистых оболочек глаз и дыхательных органов, а также кожную аллергию.
После различных проверок и даже мини-расследования представители местной инспекции природных ресурсов пришли к выводу, что в сливе неочищенной воды в реку Вилия виновато предприятие «Кроноспан», сотрудники которого самовольно врезались в ливневую канализацию агрегатного завода и на время ремонта очистных сооружений сливали воду, содержащую опасные вещества. Предприятие было признано виновным взагрязнении вод, ему выписан штраф в размере 103 миллионов белорусских рублей.
Однако на «Кроноспане» с такими выводами природоохраны не согласились и пошли в суд, чтобы опротестовать данное решение.
Первого июня в Сморгони началось подробное разбирательство этого дела.
В здании суда Сморгонского района было немноголюдно, однако зал заседаний, где рассматривалось дело о сливе вредных веществ в реку Вилия, полон: местные жители пришли узнать, что же случилось с экологией.
— Это не рассмотрение дела по существу, — сразу отметила судья. — По существу все было рассмотрено Сморгонской городской и районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды. Поэтому мы не будем заслушивать каких-либо свидетелей, а только выслушаем доводы двух сторон.
Юрист, представитель завода сразу же очертил позицию предприятия — слива не было, пробы на территории специалистами охраны природы не брались, а на вопрос, используется ли в производстве формальдегид, ответил уклончиво: «Возможно». Хотя, по словам ведущего специалиста местной районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Павла Ященко, за территорией предприятия находятся канализационные колодцы завода, где во взятых пробах был найден как раз формальдегид.
Представитель предприятия отметил, что колодцы никак не связаны с ливневкой предприятия, которая, кстати, закольцована — и надобности в сливе какой-либо воды тут нет. Система новая и современная. Отработанная вода очищается и снова поступает на технические нужды предприятия.
— Тогда зачем была сделана врезка в ливневую канализацию ОАО «Сморгонский агрегатный завод»? — спросила судья.
— В то время на предприятии производился ремонт гидроизоляции очистных сооружений. Наш подрядчик без нашего ведома сделал врезку в канализацию. Мы ему таких указаний не давали, — сообщил юрист.
— Все пробы были взяты в соответствии с законом. Вся процедура взятия проб была регламентирована соответствующими инструкциями, — отметил представитель природоохраны. На это юрист заметил, что должна была быть создана специальная комиссия, куда входили бы представители предприятия. Однако в инспекции говорят о том, что это не обязательно.
Представитель предприятия в суде пытался обратить внимания судьи на различные мелочи. К примеру, спрашивал, зарегистрирован ли в специальном реестре фотоаппарат, которым пользовались сотрудники инспекции, имели ли они право пользоваться этим аппаратом. Он даже высказал предположение, что пробы могли быть сфальсифицированы, что, мол, непонятно, где и кто их мог взять. Также он упирал на то, что канализация, где был зафиксирован слив, находится в нескольких километрах от предприятия «Кроноспан».
Публика в зале активно реагировала на реплики юриста, явно не соглашаясь с его доводами. Судье даже пришлось сделать замечание одному из присутствующих.
Первое заседание длилось чуть более двух часов, но разбирательство по этому делу будет продолжено. На следующее заседание представитель завода пообещал принести техническую документацию и необходимые бумаги, которые, по его мнению, помогут доказать невиновность предприятия.
В своей правоте уверен и представитель инспекции природоохраны.
— Мы несколько раз фиксировали загрязнение Вилии опасными веществами и каждый раз подозревали именно «Кроноспан», однако доказать что-либо раньше было сложно. Но сейчас мы провели очень большую работу и не сомневаемся, что предприятие нарушило экологическое законодательство, — прокомментировал TUT.BY Павел Ященко.
После того как судебное заседание закончилось, мы подъехали к территории предприятия. Большой и современный завод находится на окраине промышленной зоны Сморгони. Рядом с ним начинаются леса и поля, среди которых протекает живописная Вилия. В нескольких километрах от предприятий в Вилию выведен канализационный слив.
Ольга Комягина / Фото: Игорь Ремзик, TUT.BY