– Заместитель председателя райисполкома слушает, – женский голос в телефонной трубке, располагающе-спокойный, настроен на беседу в режиме дистанционного общения. Последние несколько месяцев графики прямых линий, инициированных руководством администрации Президента Республики Беларусь, чётко исполняются. И даже по выходным дням, набирая номера телефонов служебных кабинетов, вы услышите ответы, настраивающие на откровенный разговор. Весьма желательно, , чтобы откровенность эта была обоюдной. Это пожелание высказывает Светлана Деруго, заместитель председателя Вилейского райисполкома. Именно её голос слышали по телефону те, кто в прошлую субботу набирал 5-53-41.
Официальные лица, ожидающие на прямой линии телефонных звонков, всегда настроены человеку помочь, – делится своими соображениями Светлана Михайловна. – Мы работаем на волне доверия. Не видя «респондента», стараемся войти в положение, понимаем и принимаем эмоциональный тон. Ведь иногда человек звонит, будучи предварительно подготовлен к разговору. Тогда проще строить диалог. Бывает, – по ситуации. Что-то взволновало, потрясло. А тут – прямая линия. – Моя собеседница вспоминает звонок в общем-то рядовой, продиктованный заботой о состоянии одного из сельских кладбищ. Благоустройство в местах последнего приюта – оно нынче в поле зрения и районной, и местной власти, и самого населения. Но… всего сразу не сделаешь. Особенно тревожат людей угрожающе нависшие над надгробиями старые деревья. Тот звонок касался именно их. Обращению был дан ход. К решению проблемы подключился сельисполком. Но, при выяснении всех обстоятельств, оказалось, что звонившая дама представилась чужим именем. Вроде как бы и не существенно это, но неприятный осадок от диалога остался. Безусловно, предпочтительнее всего – личный контакт. Но, при наличии современного изобилия коммуникативных средств, было бы наивным использовать его как панацею от неискренности. Кстати, и в редакционной практике также встречаются подобные случаи. Иногда телефонные обращения просто анонимны. Дескать, мы обрисовали ситуацию, а вы сами решайте, что с ней делать. Иногда звонивший скрывается за псевдонимом «Иванов. Петров. Сидоров». И в первом, и во втором случае диалог получается явно неполноценным.
? Прямая линия только началась. Звонки уже поступали?
— Пока один. Звонил житель Ивонцевич Владимир Давыдов. По поводу борщевика Сосновского. Уже в огород, говорит, лезет.
? Насколько я знаю, борщевик не размножается на пахотной, ухоженной земле.
– Понятно, но не все же земельные угодья у нас в полях севооборота. Безусловно. обращение Владимира Давыдова будет адресовано Куренецкому сельисполкому. На борьбу с этой агрессивной сорной культурой выделяются немалые средства. И Куренецкий сельисполком серьёзно занимается этим вопросом. Но проблема, как видим, остаётся. И, естественно, человек прав, ставя этот вопрос на прямой линии. Кроме того, житель Ивонцевич поднял ещё одну проблему. Она – о последствии обработки близлежащих полей фермерского хозяйства ядохимикатами. Мало того, что в воздухе ядовитые пары и людям дышать трудно, так и для пчёл это не лучший вариант. А кроме того, маленьким труженицам такие обработки, наверно, во вред. Согласитесь, что о подобных акциях население должно каким-то образом предупреждаться. Надо будет посоветоваться с экологической службой и предусмотреть определённую систему защитных мер. Ведь подобный случай может оказаться типичным.
? Светлана Михайловна. Вы же не первый день дежурите на прямой линии. Какого характера обращения обычно поступают?
– Помню, ставилась проблема несанкционированного слива со спецмашин, принадлежащих частникам, канализационных отходов. Это звонили с улицы Стахановской. К сожалению, номера авто бдительные жители района не запомнили. Но, конечно, с проблемой разбирались соответствующие службы.
Притча во языцех – скамейки у подъездов. Кому они нужны, кому – нет. Кто-то вообще к этой теме безразличен. Не будем спорить: скамейка – она тоже место для общения. Тех бабушек-старушек, которые одиноко себя чувствуют в уютных, но иногда просто пустых квартирах. Потому подобные звонки насчёт установки, ремонта скамеек, а заодно и приведения в порядок придомовых территорий, никаким образом нельзя игнорировать. Нельзя по-казённому относиться к тому, что составляет часть жизни некоторых наших граждан. Мелочей, как я теперь убеждена, в ней просто не бывает.
? Всё, о чём мы сегодня с Вами говорим, напрямую не касается социальной сферы. А Вы именно её курируете.
– Вопросы идеологической работы – тоже. Как раз её качество влияет на мироощущение человека. И вообще, я думаю, нельзя делить сферы влияния нам, государственным чиновникам, наделённым определёнными полномочиями. Люди верят в нашу компетентность и ждут конкретных действий. Важно сохранить в них эту веру.
? Под обращением, как правило, понимается жалоба, в лучшем случае, – предложение. А было в Вашей практике, чтобы люди благодарили? За помощь, участие, поддержку.
– Конечно, было. В человеке всегда присутствует чувство благодарности. И он его реализует, высказывая признательность за сопереживание, поддержку, стремясь придать гласности свои эмоции. И правильно будет, ведь доброе слово всякому живому существу приятно. Мне запомнилось, как позвонили со Слободы, что на Ижанщине. И высказали благодарность бригаде скорой медицинской помощи районной больницы. (Это уже сугубо по моей, социальной сфере). У человека случился сердечный приступ – и медики оперативно прибыли по вызову, сделав всё необходимое. И даже не это главное На следующий день к больному прибыла скорая помощь из Ижи, которую уже никто не вызывал, просто, медработники выполнили просьбу своих вилейских коллег. Дескать, посмотрите, как там себя человек чувствует. Приятно, сознаюсь, принимать подобные звонки,
? А вот по поводу так называемых дней трезвости Вам не звонят? Вряд ли всех устраивают периодические запреты на реализацию спиртного?
– Устраивают, может, и не всех. Но не звонят. Подспудно люди, даже пьющие, понимают преимущества здорового образа жизни. А начать можно хотя бы с одного дня. Кстати, мониторинг показал, что правонарушений в «трезвые дни» меньше, не говоря уже о преступлениях.
? Недавно принят закон о внесении дополнений и изменений в закон об обращениях граждан и юридических лиц. Его подписал Глава государства. Какие Вы видите преимущества в новом законодательном акте, должные позитивно повлиять на работу с людьми в плане реализации их запросов?
– Закон уточняет некоторые моменты в отношениях тех, кто обратился, и тех, к кому обращаются. Он дополнен перечнем для отказа гражданам в личном приёме – обращение в неустановленное время по вопросам, не относящимся к компетенции организации. Уточнён порядок рассмотрения электронных обращений. Закреплена, например, обязанность представителей заявителей прилагать копии документов, подтверждающих их полномочия. Изменены подходы к исчислению сроков при рассмотрении обращений. В общем, это из того, что мне запомнилось. Кому интересно, с законом можно ознакомиться на соответствующих сайтах Он, в принципе, ещё только подписан. И является продолжением правового регулирования очень актуальной проблемы общественных отношений.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото Алексея КАМИНСКОГО



