Валерий Павлович зашёл в редакцию вроде как по личному делу. Он искал контакты с Валентиной Стельмах, сотрудницей первого Национального радиоканала и ведущей программы «Эпизоды великой войны». Предполагая, что журналисты районки ему помогут, Валерий Буртыс рассказал, что в одной из передач программы слышал выступление автора книги о партизанском движении на территории нашего региона. Книга вышла недавно и вполне вероятно могла содержать сведения об отце Валерия – комиссаре отряда народных мстителей «За Родину» бригады Гастелло. Имя Буртыса обозначено в списке руководителей партизанского движения, опубликованном в сборнике И. Климова и Н. Гракова «Партизаны Вилейщины», а также в книге «Память». Молодечненский район».
Павел Евдокимович Буртыс, к сожалению, давно уже ушёл из жизни. И сын сегодня по крупицам собирает то, что было не рассказано им за всю такую стремительную, быстротечную жизнь, в которой каждый исполнял судьбой ему предопределённую миссию.
Удостоверение участника партизанского движения и ветерана Великой Отечественной войны, свидетельствующее,что предъявитель сего имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР именно для этой категории граждан. Телеграмма матери, где всего лишь четыре слова: «Валера, умер папа. Мама». Вместе с некрологом, напечатанным в Молодечненской газете «Святло камунізму», Валерий Павлович хранит эти дорогие ему реликвии вот уже почти 30 лет. А ещё – старые фотографии, где отец – бравый и молодой – в окружении товарищей,единомышленников, коллег, с которыми пришлось вместе организовывать мирную жизнь. На одном снимке отец нежно держит за руку молодую женщину, стеснительно опустившую глаза под прицелом фотокамеры. Вот так рука об руку и прошли они всю жизнь, страстно влюблённые в неё и друг в друга, создавая вокруг себя мир, о котором каждый мечтал в суровые годы войны.
Ушедший в леса с началом оккупации, 17-летний паренёк был замечен организаторами партизанского движения. Благодаря его смелым, иногда на грани смертельного риска, поступкам, свойственным отчаянной молодости. В книге «Люди Нарочанского края» опубликованы воспоминания Дмитрия Юракова, некогда помощника комиссара по комсомольской работе партизанских бригад имени Гастелло и «Спартак», после войны долгое время работавшего в комсомольских и партийных органах Молодечненского района.
«В конце ноября 1943 года, – вспоминает Дмитрий Семёнович, я с группой партизан направился к железной дороге Вильнюс – Молодечно недалеко от станции Гудогай, чтобы подорвать вражеский эшелон. Вместе с нами был второй секретарь Ошмянского подпольного райкома комсомола Павел Буртыс. Приблизились к полотну железной дороги. Вокруг тишина. Посылаю одного партизана для охраны справа, другого – слева, третьего оставляю на опушке леса.
Условились: тот, кто обнаружит охрану, сразу открывает огонь. Мы с Буртысом быстро поднимаемся по насыпи к железнодорожному полотну, выкапываем под рельсом яму и закладываем туда толовый заряд. Когда всё было готово, Павел доложил:
– Выскочила чека, не могу её найти. Что делать? Взрыватель ещё не установил.
– Спокойно, – шепотом говорю ему. – Это не страшно, есть ещё грифельный предохранитель, он сдержит ударник. Только делай осторожнее.
Наконец Павел установил взрыватель между зарядом и рельсом. Всё обошлось благополучно. Через некоторое время послышался шум приближавшегося поезда. Едва отошли на опушку леса, как грянул мощный взрыв».
В жизни Павел Буртыс не единожды пересекался с другими известными в регионе и стране личностями. Одна из таких – Пётр Машеров. С молодым бойцом будущий государственный деятель познакомился в партизанских лесах, когда ещё был первым секретарём Вилейского подпольного обкома комсомола. Да и потом не упускал из поля зрения этого закалённого опытом партизанской борьбы молодого человека. Обставляя после войны свой служебный кабинет, Пётр Миронович убедился, что в нём ему даже присесть негде, – вспоминает Валерий Буртыс рассказ отца. Как-то связались с Ошмянским райкомом комсомола и удостоверились, что какой-никакой мебелью коллеги готовы поделиться. Самым надёжным средством передвижения в те времена служила лошадка. А запряжённой в телегу ей просто цены не было. Вот и подрядил Пётр Миронович только что вышедшего из лесов бойца на поездку в Ошмяны, предварительно снабдив его куском «трофейного» сала и краюхой чёрного хлеба. Именно после той поездки Павел Буртыс был назначен на должность второго секретаря Ошмянского райкома комсомола Вилейской области. Это была его первая в жизни мирная должность. А потом он до конца своих дней работал в Молодечно: инструктором, заведующим отделом обкома комсомола, заместителем начальника автоколонны, директором комбината хлебопродуктов… Работал радостно, увлечённо, с каким-то молодым порывом и самоотверженностью,свойственными тем, кто прошёл войну. С Ольгой Терентьевной, той юной женщиной на фотоснимке, они прожили счастливую совместную жизнь.
– Они любили друг друга так, как, наверно, теперь уже не любят, – в задумчивости рассматривает старые фотографии Валерий Павлович Буртыс. Одновременно вспоминая, что тётя Люба, сестра отца, лечила раненых во фронтовых госпиталях, а дядя Ваня, брат, был личным водителем у самого Пантелеймона Пономаренко.
Около тридцати лет назад мой собеседник переехал в Вилейку. Просто разменял квартиру. Наверное, был и личный мотив: желание быть поближе к родне. Его дядя, Андрей Марьянков, когда-то возглавлял колхоз «ХХI съезд КПСС» (ныне ОАО «Нарочанские зори»).
Сам Валерий Павлович большую часть жизни проработал на Молодечненском заводе полупроводниковых вентелей. Когда служил срочную в войсках правительственной связи, первым в стране был занесён в книгу Почёта ЦК ВЛКСМ. «Должен и сын героем стать»… Вспоминаются слова известной песни. Как бы там ни было, но Валерий Буртыс с достоинством несёт по жизни честь отца-воина и светлую память о нём. В этом, наверно, главная миссия человека на этой земле.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото из архива семьи Буртысов












