Авария на дороге – это трагедия. Не только для тех, кто совершил или стал участником ДТП. Число пострадавших неизмеримо больше. В воронку трагедии оказываются втянутыми их родные, близкие, друзья… Последствия будоражат общественное сознание. Но… «А кони всё скачут и скачут. А избы горят и горят». Эта интерпретация произведения известного русского классика как нельзя более подходит к нашему случаю. Поток автотранспорта не уменьшается, а растёт. И по-прежнему сопряжено с риском участие в дорожном движении. Особенно, если экстрим спровоцирован алкогольным опьянением.
– Насколько велика степень риска, если обратиться к статистике дорожно-транспортных происшествий, именно тех, которые вызваны употреблением алкоголя? – вопрос начальнику госавтоинспекции Алексею АЛЬФЕРУ.
– На территории Вилейского района в январе-октябре 2013 года зарегистрировано 13 (-11) ДТП, в которых 7 (+3) человек погибли и 14 (-17) получили телесные повреждения, 2 ДТП (-2) совершены водителями, находившимися в состоянии опьянения.
В ходе надзора за дорожным движением сотрудниками ГАИ задержано 166 (-84) водителей. Повторно в течение года после наложения административного взыскания сели за руль в нетрезвом состоянии 16 (-7) водителей.
– На страницах газеты мы уже рассказывали об изменениях законодательства в отношении пьяных водителей, совершивших ДТП. И именно в сторону ужесточения принимаемых к ним мер. На чём основывались законодатели, вводя эти изменения? Почему столь жестко расставлены акценты и насколько они соответствуют степени тяжести совершённых нарушений?
– Управление транспортом в состоянии опьянения является самым грубым и опасным нарушением Правил дорожного движения. Статистика свидетельствует, что 10-15% ДТП, совершаемых по вине водителей, связано с употреблением алкоголя. Тяжесть последствий таких происшествий значительно выше по сравнению с остальными автоавариями. В полтора раза больше смертельных исходов и тяжелых травм у пострадавших. Нетрезвые водители, управляя автомобилями, сбивают пешеходов, совершают опрокидывания и лобовые столкновения на большой скорости. Гибнут сами и лишают жизни других или делают их инвалидами.
– Честно признаюсь, избегаю видеосюжетов, связанных с дорожными авариями. Больно видеть пострадавших, осознавать нелепость ситуаций, спровоцированных, что называется, человеческим фактором. И, тем не менее…
– Закрывать на них глаза невозможно. Общество должно осознавать последствия дорожных трагедий. Хотя бы потому, чтобы постараться их избежать. Это будет негативная информация, но пусть она послужит во благо. Именно для тех, кто пьянство за рулём считает лёгким проступком. 29 августа на автодороге «Борисов-Вилейка-Ошмяны» житель Вилейского района, управляя в состоянии алкогольного опьянения автомашиной «Ауди», не справился с управлением и совершил наезд на придорожное дерево. От полученных телесных повреждений он погиб на месте ДТП.
22 сентября на автодороге «Куренец-Любань-Шеметово» житель Минска, управляя в состоянии опьянения автомашиной «Опель-Зафира», выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автомашиной «Опель-Вектра». Водители и пассажир «Опель-Зафира» погибли, 4 пассажира «Опель-Вектра», в их числе 2 ребенка,получили тяжкие телесные повреждения.
Имеют место факты управления нетрезвыми водителями транспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам.
В текущем году на территории Минской области выявлено 44 факта, когда в действиях водителей содержались признаки состава преступления, предусмотренного ст. 317-1 УК Республики Беларусь «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)», в том числе 32 факта управления транспортными средствами, принадлежащими организациям и предприятиям государственной формы собственности. Основной массой таких транспортных средств являлась сельскохозяйственная техника предприятий агропромышленного комплекса.
Спрашивается, как должностные лица контролируют транспортную дисциплину своих подчиненных?
– Конфискация автомобиля. Кажется, в нашем законодательстве подобная мера ещё не принималась. Прокомментируйте, пожалуйста, существующую на сей счёт правовую базу и, если можно, проиллюстрируйте её примерами.
– С 24 октября Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 года № 60-3 внесены изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, устанавливающие специальную конфискацию транспортного средства, независимо от права собственности, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное ст. 317-1 УК Республики Беларусь. Это кардинальная мера, и к ее принятию законодатели шли несколько лет, проведя огромную работу, в том числе внимательно изучая общественное мнение. Сама же общественность высказалась за ужесточение наказания для нарушителей, которые представляют огромную опасность.
В начале ноября в посёлке Цнянка Минского района нарядом ДПС ГАИ задержан 40-летний водитель, который управлял автомашиной «Тойота Королла» в состоянии алкогольного опьянения. При проверке стало известно, что с 2009 года это уже его пятая «пьяная поездка». Тогда в отношении него были приняты только штрафные санкции. На сей раз транспортное средство доставлено на штрафплощадку, опечатано, признано вещественным доказательством по уголовному делу и будет конфисковано судом, несмотря на то, что принадлежит другому человеку. В подобных случаях материалы передаются в следственный комитет для возбуждения уголовного дела, оттуда – в суд, который и выносит приговор о конфискации транспортного средства. Такая мера не касается случаев, когда им завладели в результате угона, самоуправства и т.д.
– А если до конфискации дело пока не дошло?
– Существенно увеличены суммы штрафов за управление транспортом в нетрезвом состоянии до 50 – 100 базовых величин. За первый день действия поправки в ст. 61 УК, разрешающую конфисковать авто, Госавтоинспекция выявила в Республике Беларусь 77 нарушителей, управлявших транспортом в нетрезвом виде, в то время как до вступления в силу нововведений их было в среднем в будние дни 120-150, в выходные – до 200. Такое количество выявленных нарушений ниже, чем ранее, что уже может говорить о первом эффекте принятия жестких мер. Но это число все равно остается высоким.
Также изменена ст. 317 УК Республики Беларусь «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств».
Теперь нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим им в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Если такое деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц, грозит наказание в виде лишения свободы на срок от четырёх до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
ГАИ призывает вас не оставаться в стороне проблемы пьянства за рулем. Если вы видите или знаете, что транспортным средством управляет водитель в состоянии опьянения, немедленно сообщайте об этом по телефонам 5-37-67 или 102. Возможно, ваша информация предотвратит беду.
Подготовила Мария КУЗОВКИНА.
Возможно, эта информация предотвратит беду…
Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ