Мужчины, остановив свои агрегаты посреди кукурузного поля, отдыхали. Было обеденное время. Небо рассеяло над буйными стеблями королевы мелкий дождь, абсолютно не намочив землю. И весь кормоуборочный отряд, в составе шести человек, цепочкой растянулся для отдыха прямо на охапках срезанных листьев. Ещё сохраняющих сочную зелень. Механизмом кормоуборочных агрегатов они будут вскоре посечены на упругую, источающую запах кукурузных зёрен, массу. И затем доставлены до силосной траншеи.
На королеву в части пополнения кормовых запасов акционерное общество тоже возлагает определённые надежды. Хотя по заготовленным на условную голову животного кормоединицам «Чурлёны» уже превзошли прошлогодний показатель. Притом, что поголовья не прибавили. Ставка делается на увеличение привесов и рост удоев молока за счёт сбалансированных рационов, в коих большое место будут занимать сенаж и силос. Всё это мне рассказывает главный экономист акционерного общества «Чурлёны», она же – идеологический работник, – Татьяна Боровая. Ступая по низкосрезанным пенькам некогда густо проросших стеблей, мы подходим к растянутой у стены кукурузного поля цепочке и внедряемся в неспешный мужской разговор под дымок потушенных при нашем приближении сигарет.
– Ты, Иван, поторопись с путёвками, – пользуясь моментом, Татьяна Владимировна реализует свои служебные полномочия.
– Спасибо, что напомнили, – Иван Берёза, работающий на отвозке измельченной массы, согласно кивает. Работа для него – внове. Раньше, говорит, на своём «Беларусе» воду на пастбище доставлял, чтобы в зной бурёнки от жажды не страдали. Да органику от животноводческих ферм на поля возил. Деревенька Зеноново, где, по словам Ивана Берёзы, «теперь лишь три хатки остались» – место, где он родился. Уже и родительского дома там нет, а всё равно тянет иногда хоть глазком зацепиться за места, где прошли детство и юность. Иван – из того корпуса несостоявшего рабочего класса, который заселил новый посёлок Лыцевич. Некогда новый. Ведь со времени его строительства прошло, наверно, более тридцати лет. А название, данное ему тогдашними новосёлами, так и осталось. На основе богатых травяных запасов, думалось когда-то власти открыть на лыцевичских землях производство комбикормов. В Зольках был возведён цех, к нему – все необходимые производственные постройки, административный корпус. По округе набрали людей, благо, большого дефицита в кадрах село тогда ещё не испытывало. Потянулись на завод потомственные колхозники, желающие изменить свой социальный статус. Не только Иван Берёза, но и Пётр Кривицкий, и Валерий Ураго (оба трудятся на кормоуборочных агрегатах «Полесье») – из тех вернувшихся в ряды крестьянства заводчан. Предприятие, выпустив несколько партий продукции, было приостановлено, а потом и совсем закрыто. Причина, как утверждают его бывшие работники, в отсутствии надёжных транспортных коммуникаций. Как бы там ни было, люди, однако, в «Чурлёнах» остались, крепко зацепившись за землю, привязавшись к выделенным усадьбам, создав семьи. И заслужив себе несомненный авторитет. И у руководства, и у товарищей по работе. Как, например, Сергей Гончаров, чернобыльский переселенец, уже давно ставший своим в этих местах. Его «Полесье» исправно измельчает массу, срезанные тугие стебли, унизанные крупными початками, и заполняет силосным сырьём кузов шествующего рядом «МАЗа», за рулём которого – Леон Лапицкий. На отвозке также заняты Казимир Смоленский и Василий Орлович. Ритмично, без остановок, движутся эти спаренные технические тандемы по зелёной плантации. И эту надёжность агрегатам заранее обеспечили их хозяева. Такие, как Сергей Гончаров, как Валерий Ураго, как Пётр Кривицкий. Пётр, например, не так давно поставил на прикол зерноуборочный комбайн, на котором отработал уже не один сезон. Свой Дон-1500″, говорит, не стал бы менять на какую-то сверхсовременную технику. Производительный, надёжный, да и в работе ещё шесть лет – для комбайна вовсе не преклонный возраст.
– Он у нас рыбак отменный, – пытаются настроить на непроизводственный тон беседу товарищи Петра по мехотряду. – Целую зиму на Вишневском озере пропадает.
– Почему только зиму?
– Да летом когда же ловить?.. До глубокой осени работы непочатый край.
В этом, Пётр Иосифович, безусловно, прав. Ведь уборка кукурузы – лишь одно звено в цепи осенних полевых забот акционерного общества. Пройдёт какое-то время – созреет королева на зерно и добавятся тонны в полученный вал зерна, который не особо радует чурлёнских хлеборобов. Как и в целом по району, прошлый год в хозяйстве был более урожайным. Природный фактор всё ж доминирует пока над всеми иными, когда речь идёт об урожайности культур.
Но одной уборкой кукурузы полевые работы а ОАО «Чурлёны» не ограничены. Здесь уже посеяно 330 гектаров тритикале. Вместо ранее запланированных трёхсот. А вообще план сева озимых более чем наполовину выполнен. Минеральные удобрения на будущий зерновой клин вносит на своём “МТЗ” Игорь Петрикевич, почву готовят Михаил Пашкевич, Михаил Гончаров и Владимир Желтковский. Техника надёжная,у Владимира – компьютеризированная, плавно движется по мягкой пахоте, не встречая ощутимых неровностей и ложбинок. Будто мать в ожидании младенца подготовила земля ложе для своих бесчисленных рождений. И пускай им не будет конца. Дружные всходы очень скоро благословят труд этих людей, преданных земле и своему делу.
Мария КУЗОВКИНА.
Фото автора
p style=»text-align: justify;»