Во время посещения БелАЭС Президент осмотрел территорию станции, посетил пункт управления второго энергоблока атомной электростанции. Алексей Лихачев передал Александру Лукашенко символический паспорт БелАЭС, который свидетельствует о готовности объекта.
«Срок службы от 60 лет. Рассчитываем, что до 100 будет работать», — сказал генеральный директор «Росатома».

«Александр Григорьевич, Ваше поручение о сооружении и вводе атомной электростанции в эксплуатацию выполнено. Этот масштабный проект выполнялся вместе с нашим стратегическим партнером — госкорпорацией «Росатом». Это надежная, безопасная, экономичная станция, которая уже работает на экономику страны, — сказал Министр энергетики Виктор Каранкевич. — БелАЭС — это не только укрепление энергетической безопасности, это действительно большой шаг в технологическом развитии национальной экономики. А все это — улучшение качества жизни людей».
Глава государства поручил разместить символический паспорт БелАЭС на видном месте во Дворце Независимости как экспонат хоть и небольшой, но очень ценный, имеющий важное значение для развития страны.
Также во время посещения БелАЭС Алексей Лихачев озвучил Главе государства свои предложения. Одно из них касалось создания в Беларуси гигафабрики и центра ядерной медицины.
Что касается гигафабрики, то такое производство уже есть в России. Речь о производстве накопителей и ключевых электронных компонентов для электротранспорта. С учетом активного развития сферы электротранспорта есть возможность реализовать подобный проект и в Беларуси. Александр Лукашенко отметил, что буквально недавно обсуждал тему совместного развития инфраструктуры для электротранспорта с Президентом России Владимиром Путиным. Тем более технологии в этой сфере идут вперед. «Пархомчик уже научился с вашими энергетиками заправлять электричеством автобус на ходу. Полтора или сколько километров провода. Он поднял «рогатины», проехал полтора километра — он готов, заправил батарею. Это вообще прогресс большой — не надо останавливаться», — рассказал Глава государства.
Более того, в России в этом плане взялись серьезно за Москву, чтобы более широко использовать электротранспорт. «Мы локализовали производство, технологию. Максимально ее адаптируем к российскому технологическому ландшафту. Мы уже поставляем вам. Это и БЕЛАЗ, и «Белкоммунмаш», и МАЗ — тяговые батареи», — заметил Алексей Лихачев.
Поскольку Беларусь — машиностроительная держава, он предложил решение по так называемой тележке — всей платформе, куда входит не только зарядное устройство, но и движок, система управления. «Но нам очень важно это сконцентрировать в одном месте, — пояснил глава «Росатома». — Идти по пути локализации, а потом создания гигафабрики здесь (в Беларуси. — Прим.) — это очень правильно». По его мнению, создание гигафабрики в Беларуси — это «не мечта, а вполне реальная задача».
Еще одна сфера, где «Росатом» готов делиться опытом и технологиями, — создание в стране центра ядерной медицины. По мнению Алексея Лихачева, его создание может стать одним из проектов в рамках Союзного государства.
Есть перспективы развития сотрудничества и по другим направлениям, включая промышленность, цифровые и аддитивные технологии.
По ряду направлений российская госкорпорация уже сотрудничает с белорусскими учреждениями науки и здравоохранения. Например, поставляются линейные ускорители для дистанционной терапии. Алексей Лихачев предложил включить медучреждения Беларуси в систему поставок самых современных радиофармпрепаратов.
«Мы предлагаем (и первые шаги уже сделаны) открыть центр аддитивных технологий в Беларуси. Это завтрашний день машиностроения, и кадры надо готовить, технологии внедрять, есть еще над чем работать», — уточнил Алексей Лихачев.








