«Расследование уголовного дела о геноциде идет по условно выделенным направлениям – сожженные деревни, места принудительного содержания и лагеря смерти, места массового уничтожения граждан», – рассказал на встрече в центре по обслуживанию бюджетных организаций прокурор Вилейского района Андрей Жуковский.
Карательные операции по уничтожению мирного населения, массовые казни проходили на Вилейщине от начала оккупационного режима и до освобождения территории.
После анализа архивных данных на территории района установлены 92 сожженные деревни и хутора. В том числе и такие, о которых ранее известно не было, например, Зыково-Верея, Рыжевщина и другие.
Лагерей смерти в их традиционном понимании на территории современного Вилейского района не было, эту функцию выполняла Вилейская тюрьма. По различным подсчетам там было уничтожено от 8 до 9 тысяч человек. Из показаний свидетелей установлено, что уничтожение происходило непосредственно на территории тюрьмы и путем вывоза узников в близлежащие деревни и сожжения.
В 90-е годы на территории тюрьмы были проведены раскопки, на небольшом участке местности были найдены костные останки 71 человека.
На территории района, в силу того, что проживало большое количество евреев, массово создавались гетто – в Долгиново, Илье, Куренце, Вилейке.
Население вывозилось на уничтожение и расстрел в определенные места. На территории Вилейского района таких мест насчитывается немало.
Наш долг — знать и помнить горькие страницы истории.
Софья ТЕРЕШ/Фото автора