Декрет Президента Республики Беларусь №6 был принят в октябре текущего года и привнёс новшества, о которых говорили с заместителем начальника управления по труду, занятости и социальной защите-начальником отдела социально-трудовых отношений Марией Крутько.
Справочно: Декрет принят в целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в Трудовой кодекс Республики Беларусь Законом Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 114-З «Об изменении законов».
– Мария Николаевна, о каких новациях речь?
– Их немало. Определены требования к характеристике. Установлены дополнительные требования при приеме на работу в государственные органы, государственные организации и организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности. Установлена ответственность за нарушение порядка приема на работу. Также дополнен перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
– Расскажите подробнее о характеристике.
– Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября текущего года № 585 «О форме характеристики». В ней указываются, в том числе, следующие сведения в отношении характеризуемого работника:
– профессиональные и деловые качества (компетентность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, инициативность, степень самостоятельности при принятии решений, стремление повышать свой профессиональный уровень, другое);
– моральные качества (ответственность, порядочность, тактичность, доброжелательность, отзывчивость, другое);
– участие работника в социально-общественной жизни коллектива, его взаимодействие с нанимателем, профсоюзной организацией по решению актуальных вопросов деятельности организации;
– сведения: о дисциплинарных взысканиях, примененных к работнику в течение последнего года до даты выдачи характеристики (до даты увольнения); о привлечении работника к материальной ответственности; о привлечении работника к иной ответственности (при наличии таких сведений у нанимателя);
– иные сведения, характеризующие работника.
При направлении характеристики по запросу государственного органа, иной государственной организации, а также организации, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которой находится в государственной собственности, дополнительно также отражаются сведения об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю, о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности, наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
– Что должен знать в связи с нововведениями руководитель государственной организации?
– При приеме на работу работника в государственные организации Декретом №6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать характеристику с предыдущего места его работы; характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих пяти лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
Подготовила Татьяна ШЕРШНЁВА