Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Новшества в редакциях законодательных актов

С 1 марта 2021 года вступили в силу нормы нового Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь и нового Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Обновленные кодексы соответствуют сегодняшним реалиям нашей жизни и уровню общественных отношений. В них административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.

Среди основных новелл КоАП – введение новой главы о профилактических мерах воздействия. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены профилактические меры воздействия, такие как устное замечание, предупреждение либо меры воспитательного воздействия.

Устное замечание подразумевает разъяснение лицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение.

В новом КоАП впервые появилась отдельная глава об административной ответственности несовершеннолетних.

В отличие от предыдущего кодекса, предусматривающего ответственность несовершеннолетних в возрасте с 14 до 16 лет по 16 составам административных правонарушений, по новому КоАП привлечь молодых людей в возрасте от 14 до 16 лет можно только по 6 статьям: умышленное причинение телесного повреждения, оскорбление, мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство. Для подростков, имеющих самостоятельный заработок или стипендию, ограничен размер штрафных санкций (не может превышать 2 базовых величин), в отличие от взысканий по отношению ко взрослому.

При освобождении несовершеннолетних от административной ответственности в целях воспитания к ним могут применяться меры воспитательного воздействия: разъяснение законодательства; принесение извинений потерпевшему; обязанность загладить причиненный вред; ограничение досуга.

Новый КоАП теперь выстроен по иному, отличному от предыдущего, принципу. Так, все правонарушения разделены на три категории в зависимости от степени их тяжести и общественной вредности: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения.

Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф в размере, не превышающем 10 базовых величин для физического лица, 25 базовых величин для индивидуального предпринимателя, 50 базовых величин для юридического лица.

Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф. При этом размер штрафа может превышать 10 базовых величин для физических лиц, для индивидуальных предпринимателей – 25 базовых величин, для юридических лиц – 50 базовых величин.

Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие административные взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

Новый КоАП расширил перечень оснований для освобождения от административной ответственности, в 230 статьях снижен размер административных санкций, в ряде составов административных правонарушений исключен нижний предел санкций, в других статьях снижены верхние пределы санкций.

В свою очередь ужесточена административная ответственность водителей за некоторые нарушения правил дорожного движения – блокировку дорог путем создания препятствий, несоблюдение правил пользования звуковыми сигналами, управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, игнорирование требований сотрудника милиции об остановке транспортного средства; а также усилена ответственность граждан и юридических лиц за нарушения установленного порядка проведения массовых мероприятий их участниками и организаторами.

Например, размер штрафа за нарушение порядка проведения массовых мероприятий, неповиновение должностному лицу при исполнении им своих служебных полномочий повышен до 100 базовых величин, за повторное участие граждан в протестных акциях размер штрафа составляет до 200 базовых величин, срок административного ареста увеличен с 15 до 30 суток. За распространение персональных данных физических лиц (включая информацию о членах семьи, месте жительства, номерах телефонов и иные личные сведения) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 200 базовых величин.

Введен новый вид административного взыскания в виде общественных работ, которые заключаются в выполнении лицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 часов и выполняются не более 4 часов в день.

Общественные работы могут налагаться судом только при согласии гражданина, привлекаемого к административной ответственности. Что конкретно будет делать нарушитель, определяют местные органы власти.

В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 базовых величин или административным арестом.

Расширен перечень действий, зафиксированных камерами видеонаблюдения в автоматическом режиме, за которые могут привлекать к административной ответственности. Так называемые «письма счастья» теперь будут приходить собственнику транспортного средства (его владельцу) не только за нарушение водителями скоростного режима и неправильную парковку, но и за проезд на красный сигнал светофора, за отсутствие техосмотра, пересечение полосы, предназначенной для общественного транспорта.

В новом ПИКоАП количество органов и должностных лиц, имеющих право на ведение административного процесса, уменьшилось. Из списка исключены, в том числе, и местные Советы депутатов. Все остальные упорядочены с учетом их ведомственной подчиненности. Например, из компетенции организаций ЖКХ передано органам внутренних дел право на ведение административного процесса за нарушение правил пользования жилым помещением, сопряженное с нарушением общественного порядка. Теперь правом ведения административного процесса в отношении «шумных соседей» наделены сотрудники милиции. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения. Дела указанной категории могут рассматриваться также уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел, ранее они подлежали рассмотрению только судом.

В новом КоАП изменены подходы в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Ранее лицо считалось не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Тот, кто совершил административный проступок, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а совершивший значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.

Татьяна БОРИС, председатель суда Вилейского района

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 48 queries