Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Жизнь в ритме интерната

Валентина Вячеславовна Хомич по образованию преподаватель биологии, но судьба «перевела» её в воспитатели в Вилейскую специальную образовательную школу-интернат. Уже пятнадцать лет ритм её жизни задает интернат, куда она приходит к 7 часам утра. Подъем детей, зарядка, отправка в школу, возвращение с уроков, посещение кружков и секций, подготовка уроков на завтра. Об особенностях работы воспитателя учреждения интернатского типа мы и поговорили с Валентиной Вячеславовной.

– Дети всегда есть дети. Особенности поведения, конечно, в сравнении с «домашними» детьми существуют. Но они не предопределяются диагнозами, которые являются показаниями к обучению в спецшколе. Большинство ребят находятся в школе-интернате круглосуточно, это касается и детей-сирот, и детей, которые приехали из других городов. Постоянное совместное времяпрепровождение и накладывает отпечаток на отношения: то дружат, то ссорятся, то не разлей вода, то конфликтуют из-за мелочей. И свою главную задачу как воспитателя я вижу в том, чтобы налаживать отношения между детьми, если они вдруг «разладились». Поговоришь с одним, пошепчешься с другим. Свою нынешнюю группу я веду с первого класса, а сейчас ребята в седьмом, поэтому, конечно, знаешь, кто на что способен.

Хотя бывает всякое. Иногда конфликтуют из-за такой мелочи, что никогда бы не подумал, что из-за этого можно поссориться. Один сделал другому замечание за то, что тот лежал на диване в тапках. Одного родители научили, что в обуви валяться нельзя, а другой – сирота. И хотя я тоже учу, что так нельзя, но это не стало его внутренней привычкой. Для него это не безусловное действие, а то, что нужно контролировать. А забыл – и всё.

– Получается, элементарным вещам обучить труднее всего?

– В семье этим нехитрым премудростям никто специально ведь не обучает – ребенок учится, глядя на родителей. А в интернате они на полном обеспечении – даже чай им подают уже с сахаром. И ребенок привыкает к этому, он попросту не представляет, откуда что берется. Сейчас у нас есть специальные часы – уроки социального ориентирования, где этим жизненным умениям и обучают.

– Мне вспомнилась «Педагогическая поэма» Макаренко, где как раз воспитательных целей достигали большей включенностью детей в процесс обслуживания, точнее, была организована система самообслуживания…

– Я не готова обсуждать методические подходы к воспитательной работе в условиях интерната. Замечу только одно – это специальная образовательная школа-интернат для детей с нарушениями речи и трудностями в обучении. У нас всё подчинено главному – процессу обучения. Главная задача нашего учреждения – научить. Иной раз к нам приходят совсем неговорящие детки. Педагогам нужно научить их говорить. Это сложная задача. И воспитатель, особенно в начальной школе, работает в тесной связке с учителем. Если на уроке они проходят какие-то звуки, то во внеурочное время я стараюсь работать на закрепление этих звуков. Подчеркиваю – вся система жизнедеятельности интерната направлена на создание условий для обучения деток с особенностями в развитии.

– Валентина Вячеславовна, признайтесь, у Вас есть любимчики? Есть дети, которых Вы вспоминаете по-особому тепло?

– Естественно, как у любого человека, у меня есть дети, которые мне по особому дороги. Они уже вышли из интерната, но не из моего сердца. Но я не выделяю одних деток перед другими. И к сиротам, и к «домашним» я отношусь одинаково. У нас в интернате так заведено – мы всё делаем и делим сообща.

– Каждый родитель знает, что с детьми порой очень нелегко. Тем более если детей – 18 человек. Хочу спросить, откуда черпаете силы, как восстанавливаетесь?

– Никаких специальных источников у меня нет. Сейчас вот общение с внуками очень подпитывает энергетически. А вообще всё традиционно – летом отдыхаю в родной деревне. Работаю там, конечно. У меня там огород. Получаю удовольствие, когда угощаю родных и знакомых выращенным урожаем. Несмотря на то, что отпуск у нас большой, около двух месяцев, никуда не выбираюсь за границу на отдых. Правда, два раза была сопровождающей у группы детей, которые выезжали на отдых в Италию. Поэтому знаю, что море может менять цвет, видела его необыкновенные оттенки.

А вообще, в интернате сложился хороший коллектив, здесь в любой ситуации помогут и поддержат. И это тоже придает сил и уверенности.

Ирина ТРУБАЧ.
Фото Вероники ШАБЕЛЬНОЙ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 68 queries