Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Житель Вилейского района получил не совсем обычное письмо

Не так давно житель Людвиново Иван Иванович Трубач получил не совсем обычное письмо. Оно предназначалось ему и не ему одновременно. И отправитель не ошибся адресом.

Все именно так и обстоит, когда дело касается писем памяти, ведь они ищут своих адресатов не только в пространстве, но и во времени. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале шестидесятых прошлого столетия Леонид Эскин, которого жизнь забросила в Вологду, жил и учился в Молодечно. А после уроков с радостью бежал в Дом пионеров, где занимался в кружке по авиамоделированию. Руководил кружком Иван Иванович Трубач, который и стал для Лени Эскина и десятков других мальчишек – Учителем с большой буквы, образцовым примером отношения к жизни и людям, встречающимся на твоем пути.

Сейчас Леонид Эскин на пенсии, освоил компьютер и решил осуществить свою давнюю мечту – найти если не самого Ивана Ивановича Трубача, то хотя бы его родных. «Обязан я послать земной поклон, пусть даже однофамильцам, но землякам Ивана Ивановича Трубача – Человека, вдохнувшего Добро, Человечность, Любовь к Родине в наши души и гены. СПАСИБО, ИВАН ИВАНОВИЧ!»

Из воспоминаний Леонида Эскина

Иван Иванович был участником Великой Отечественной войны. Он был командиром экипажа бомбардировщиков Пе2. После одной бомбардировки самолет возвращался на подмосковный аэродром и был обстрелян зенитчиками фашистов. Штурман и стрелок погибли, а пилота Ивана Трубача защитила бронеспинка. Он получил множественные осколочные ранения, но, истекая кровью, вел самолёт. Когда чувствовал, что теряет сознание, откусывал фаланги пальцев, – боль хотя и ненадолго возвращала в сознание и давала возможность вести самолет. Радио связи не было. Посадить самолет он не смог: ошибочно принял другие огни за огни аэродрома, стал «садиться», но не справился с управлением и самолет носом ударился в землю. Машина взорвалась, а пилота выбросило в сугроб. Летчика подобрали свои и, увидев, что снесена лобовая кость, отправили в морг. По счастливой случайности там кто-то заметил у Трубача слабый пульс, пилота выходили, но из лётной практики списали. Дослуживал войну Иван Иванович на аэродромах Дальнего Востока. Вернулся по месту призыва в Молодечно.

Эскин помнит, что родом Иван Иванович был из Куренца, потому что руководитель кружка не однократно брал воспитанников в родные места. За домом, на луге находили возвышенность и запускали свои модели, а потом шли в лес за грибами. Навсегда в памяти и другой эпизод. Как на республиканских соревнованиях по техническим видам спорта в Боровлянах, Иван Иванович уговорил командира звена планера «Приморец» взять молодечненцев на «покатушки». К тому же во время полета инструктор планера разрешил Лене Эскину взяться за ручку управления. «Эти 20-30 секунд (возможно, даже ещё меньше) остались в памяти на всю жизнь. Я ЛЕТЕЛ! И … лечу по сию пору», – пишет в письме Леонид Михайлович.

Что удалось узнать

Мы обратились в наш краеведческий музей, но никакой информации ни о И.И.Трубаче, ни даже о его отце Иване Трубаче, предполагаемо жившем в Куренце здесь нет. Еще одним адресом, где могли бы что-то рассказать о И.И.Трубаче, был Молодечненский районный военный комиссариат. Ведь летчик призывался именно из Молодечно. В военкомате рассказали: у них имеется информация о том, что человек с таким именем, 1909 года рождения, в 1965 году получил юбилейную медаль в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Но и эта информация не позволила нам продвинуться в поиске родных И.И.Трубача.

Остается надеется, что кто-нибудь из читателей сможет помочь. Под Новый год, как известно, случаются настоящие чудеса. Будем думать, что и давнее желание Леонида Эскина тоже исполнится.

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 26 queries