Прошла она в виде видеоконференции. В мероприятии приняли участие члены коллегии, заместители председателей райисполкомов, руководители и сотрудники управлений по образованию, спорту и туризму райисполкомов, директоры учреждений образования, центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций, председатели районных комитетов профсоюза, представители педагогической общественности.
На пленарном заседании присутствовали заместитель председателя Миноблисполкома Иван Маркевич, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Калина Капуцкая, начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Республики Беларусь Мария Киндиренко, председатель Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Татьяна Апранич.
Начальник главного управления по образованию Минского облисполкома Николай Башко в своем докладе проанализировал деятельность системы образования Минщины в минувшем году, обозначил перспективные задачи.
– В сфере образования в центре внимания – развитие личностного потенциала подрастающего поколения, высокий уровень знаний. Повышение конкурентоспособности образования, патриотическое воспитание, сохранение семейных традиций – одни из главнейших задач образования, – отметил начальник главного управления по образованию Минского облисполкома.
Семейные группы
В 2020 году в области было построено 12 объектов. На Минщине обеспеченность детскими садами составляет 96 процентов.
В числе районов со сложной ситуацией по-прежнему остается Минский район – норматив обеспеченности 68%. Это и понятно, ведь там ведется активное строительство жилья, заселяются молодые семьи, увеличивается количество детей. Такая ситуация подталкивает к поиску и внедрению новых форм дошкольного образования.
– Через информационную и консультационно-просветительскую работу мы намерены привлекать граждан к открытию групп кратковременного пребывания, в том числе семейных групп в многоквартирных жилых домах, в секторе коттеджной застройки, стимулировать создание учреждений дошкольного образования частной формы собственности, – рассказал Николай Башко.
По его словам, в 2021 году в области планируется открыть еще 11 детских садов.
Профильные классы
В 2021 году предполагается отремонтировать 11 учреждений образования. На эти цели запланированы 9,37 млн. рублей.
В 2020 году значительно выросло количество учащихся, которые продемонстрировали на ЦТ 100-бальный результат, отметил Николай Башко. Однако качество образования остается важнейшей задачей, стоящей перед педагогическим сообществом Минщины. Не все педагоги подкрепляют свой категориальный статус успехами учащихся.
– Администрациям школ нужно прикладывать больше усилий к подготовке резерва олимпиадного движения, как среди учеников, так и среди педагогов. А для этого задействовать такие формы, как межшкольные занятия, дистанционное обучение, возможности объединений учителей-методистов и другие, – акцентировал внимание начальник управления.
Он рассказал, что в области сформирована действенная система профильного обучения. Учебные предметы на повышенном уровне изучают более 9 тысяч учащихся, или 66%. Набраны классы педагогической, аграрной, спортивно-педагогической, военно-патриотической, спортивной, правовой направленности.
В 2020 году в учреждения высшего и среднего специального образования на педагогические специальности поступил 141 выпускник педагогических классов (54 целевых направления). Из первого выпуска учащихся аграрных классов на сельскохозяйственные специальности в учреждения высшего и среднего специального образования поступило 49 ребят (18 целевых направлений).
Вместе с тем начальник главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Мария Киндиренко в своем докладе на коллегии отметила, что, формируя профильные классы, надо ориентироваться не только на запрос родителей, но и потребности экономики региона.
Николай Башко также рассказал, что был сделан серьезный акцент на трудовое обучение. Профессиональную подготовку по 53 профессиям проходят 96% учащихся соответствующих классов. Еще в минувшем учебном году этот процент был значительно ниже – 37,2%. Свидетельства о присвоении квалификационного разряда по профессии получили 1546 ребят или 56,3%.
Единая платформа и технопарк
Мария Киндиренко отметила, что учителя должны более активно использовать возможности единой образовательной платформы, а также информировать о ней родителей, которым она также будет хорошим подспорьем. Платформа с января работает в тестовом режиме. Её можно найти по адресу eior.by.
– Это хорошее дополнение к основной работе учителя, – сказала докладчица.
Мария Киндиренко акцентировала внимание, что сегодня для системы образования важнейшим является воспитательный аспект:
– Урок не может быть только обучающим, он должен быть и воспитательным. Нам нужно вовлекать учащихся в конструктивную общественную деятельность, а для этого учитель должен сам быть увлечен ею. Нужно дальше развивать разные формы разъяснительной работы – диалоговые площадки, школу активного гражданина. Надо активно работать с подростками в социальных сетях. Мы планируем организовать обучение для классных руководителей по этой теме.
Касаясь темы оснащения учреждений образования современным оборудованием для процесса обучения, она подчеркнула, что оно не должно простаивать, а значит, все учителя должны уметь работать с ним.
На коллегии прозвучало, что Национальный детский технопарк начал свою работу. Технопарк – это учреждение дополнительного образования для одаренных детей по направлениям. Обучение здесь посменное, за календарный год проходят девять смен по 24 дня. В технопарке созданы все условия для обучения, которое, к слову, проводят преподаватели вузов, проживания и досуга.
Финальным аккордом итоговой коллегии стало награждение победителей областного конкурса «За достижение высоких показателей в развитии образования» за 2020 год.
Ирина ТРУБАЧ