Начальник учебного центра непрерывного профессионального образования РИВШ Светлана Менькова, рассказала sb.by о том, как открывают новые специальности в вузах.
От идеи до внедрения путь небыстрый: начинается он с анализа востребованности будущих специалистов на рынке труда с учетом региональных особенностей, немаловажен и интерес абитуриентов. Затем определяются компетенции, которые разрабатываются совместно с заказчиком кадров.
– На основании этих данных продумывается содержание образовательной программы будущей специальности, готовятся проекты примерного учебного плана и образовательного стандарта. Затем новая специальность вносится в общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и квалификации», – поясняет Светлана Менькова.
К слову, в 2022 году классификатор был пересмотрен. Часть неактуальных специальностей упразднена, часть перепроектирована. РИВШ в течение учебного года проводит мониторинг актуальности специальностей и квалификаций. Дважды в год в классификатор вносятся изменения, продолжает Светлана Менькова:
– Сегодня новые требования предъявляются к качеству подготовки специалистов, готовых и способных работать в условиях цифровой трансформации. Мы видим, что все более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда становятся «междисциплинарные специалисты», которые владеют серьезной технической стороной вопроса, технологией производства какого-то продукта и одновременно IT-технологиями. Поэтому активно ведется работа по разработке актуальных специальностей.