Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Воспитатель. Как найти общий язык с детьми?

Отцы и дети. Мой собеседник уверен, что такого конфликта между родными людьми нет и быть не может, если следовать всего десяти законам, которым более двух тысяч лет. Он произносит «Украина» с ударением на втором слоге, а речь его звучит характерно для восточных регионов этой страны, хотя уже более двух десятков лет живёт и работает в Беларуси, в Вилейке.

Почти три десятка человек – таков штат воспитателей в Вилейской общеобразовательной школе-интернате. Иван Михайлович Ковалышин – один из них. С Иваном Михайловичем я познакомилась благодаря звонку в редакцию – просили рассказать о человеке, который работе с детьми посвятил долгое время, а к своим не самым простым обязанностям относится с душою. Признаюсь, во время встречи не раз пришлось подумать, что по природе своей скромный и не любящий публичности собеседник не раскроется и даже откажется от разговора. К счастью, так не случилось. И знакомство с ещё одним интересным человеком состоялось.

В Вилейке Ковалышины живут с 1999 года. Родом Иван Михайлович с Винницкой области Украины. Служил он во Львове, там же и учился – во Львовском университете по специальности «биохимия», а после работал на фабрике в Полтаве по производству вакцин. Познакомившись с приехавшей из Беларуси по студенческому обмену будущей женой, кардинально поменял не только место жительства, но и сферу деятельности. Молодая семья обосновалась в Вилейке, выбрав для жизни этот зелёный город на западе Минской области с его неторопливым ритмом. Иван Михайлович и его супруга устроились на работу в Вилейскую общеобразовательную школу-интернат воспитателями. Работали в разные смены, успевая строить дом, уделять внимание сыну и дочери, заменяя воспитанникам школы-интерната родных людей. Людмила Ивановна, жена Ивана Михайловича, уже на заслуженном отдыхе, а он по-прежнему спешит к своим воспитанникам: на «подъём» – к 7.20 и до 9.00, после учебных занятий – к 14.40 до команды «отбой» в 22.00.

Как найти общий язык с детьми?

«Человеку присуще чувствовать другого человека», – коротко отвечает Иван Михайлович на мой вопрос. Его воспитанники сейчас – 15-16-летние подростки. С ними он говорит о жизни, о будущем. В условиях интерната о них заботятся, а в жизни каждому придётся думать самому и принимать решения. Иван Михайлович считает, что самое главное – привить воспитанникам любовь к труду, тогда они не потеряются в самостоятельной жизни.

– Лет десять уже мы тесно сотрудничаем с центром дополнительного образования детей и молодёжи, – рассказывает Иван Михайлович. – Не в одном походе побывали вместе с туристическим клубом «Черепашки» – его руководитель Михаил Петух вовлёк нас в эту деятельность. Побывали в самых разных местах Беларуси – видели и природу, и города, и музеи, места, связанные с военной историей. Всегда это очень интересно. Планировали увидеть красоту Карпат, побывать в России, но эпидемиологическая обстановка не благоприятствует этому. Походы, которые вне школьного процесса, нацелены на то, чтобы максимально подготовить ребят к жизни, развить самостоятельность – поэтому этим делом и занимаемся. Чувствуется разница между теми, кто участвовал в походах, и теми, кто нет. Во-первых, участники походов физически подготовлены. Они лучше справятся в каких-либо экстремальных условиях. Потому что знают, как развести огонь, приготовить пищу, многому научились. Так ненавязчиво они приобретают опыт, который обязательно пригодится в жизни – как говорится, на плечах знаний не носить.

Спорт – то направление, которому в школе-интернате уделяется много внимания. Игра в команде не только развивает, но и дисциплинирует, способствует становлению характера. И защитить себя в будущем выпускники при необходимости смогут наверняка.

«Быть воспитателем – это как? Как обходить острые углы, уметь договариваться?» – спрашиваю у Ивана Михайловича.

– Любая работа с людьми сложна. С воспитанниками мы разговариваем на разные темы. Если в первом классе приходится объяснять, как ухаживать за собой, приучать к порядку, следить за поведением, то в старших классах это практически взрослые люди – там и отношения юношей и девушек, и выбор будущей профессии, и отношение к труду.

В жизни, чтобы чего-то достичь, надо работать – просто потому, что человек должен развиваться. Если осваиваешь что-то новое – значит, развиваешься. В любом возрасте человек не должен стоять на месте.

И это мой собеседник подтверждает своим примером. Он читает много и предпочтение отдаёт не интернету, а хорошей книге. И считает, что прежде, чем окунуться в мировую паутину, каждый должен сначала получить базовые знания и прочесть хорошие книги, а прежде всего – Священное Писание.

Шанс стать хозяином своей жизни есть у каждого выпускника интерната, считает Иван Михайлович, но для этого нужны желание и трудолюбие. Положительных примеров немало. Идя по городу, он часто встречает бывших воспитанников, видит их с семьями, детьми – и радуется, что человек нашёл себя, не скатился куда-то. Недавние выпускники школы-интерната возвращаются сюда на вечер встречи – как домой. Чтобы рассказать о себе и спросить, как дела, у педагогов. Отвыкнуть у них получается не сразу, а только со временем, когда начинается самостоятельная жизнь со своими заботами и хлопотами.

Выпускники школы-интерната осваивают, как правило, рабочие специальности – и это правильно, считает Иван Ковалышин – они смогут себя обеспечить. Воспитатель с гордостью называет имена своих сегодняшних воспитанников, которые любят трудится – Артём Евдокимов, Влад Делендик, Даник Губар…

Разных детей – из неблагополучных семей, неполных, сирот – и разные судьбы видел Иван Ковалышин за годы работы воспитателем. Для них для всех школа стала домом, большой семьёй. Куда, даже спустя годы, выпускникам хочется заглянуть. И это дорогого стоит.

Татьяна ШЕРШНЁВА/Фото с сайта учреждения образования

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 47 queries