Он теперь путешествует только по своим картинам – приходит в мастерскую и часами пересматривает свои графические рисунки, вспоминая места, где когда-то побывал.
В своей мастерской он давно уже не пишет картин, впрочем, сейчас он не пишет почти ничего. «Невостребованно», – коротко поясняет мне Владимир Лукша, замечательный и некогда очень известный художник-график.
Невостребованность и оттого уныние, а может быть, наоборот. Пожалуй, именно этими словами можно определить нынешнее состояние художника. И хотя Владимира Лукшу в нашем городе не забывают: совсем недавно живописные картины украшали библиотеку семейного чтения, выставлялся он и в центре эстетического воспитания, в выставочном зале краеведческого музея, художник помнит другие, полные творческой работы, времена.
«Я родился в 1948 году в деревне Погорье, что была на краю района, недалеко от Вишневского озера. Её давно уже нет. Потом семья переехала в деревню Кульшино, родители и братья пошли работать в совхоз «Любань» к Евгению Мироновичу. Я учился с его дочерью, бывал у них дома», – рассказывает Владимир Лукша. Он был пятым ребенком, а всего в семье было девять детей. Рано начал рисовать – делал пейзажные зарисовки, пока пастушком смотрел за колхозным стадом. Первые работы опубликовала газета «Пионер Беларуси», а профессиональная художница Алла Замай дала им оценку и рекомендовала Владимиру заниматься зарисовками с натуры. Не сразу после школы, но Лукша поступил в Московский заочный народный университет имени Н.К.Крупской на факультет рисования и живописи. Учёбу не прерывал даже будучи в армии. Еще сохранился листок письма с консультацией московского педагога к студенту Лукше, который проходил воинскую службу в Германии.
Владимира оставляли работать заведующим клубом в воинской части, где он служил, но Лукша не согласился. Трудовую деятельность начал художником-оформителем на молодечненском заводе «Спутник». Вскоре женился, молодой семье хотелось собственного жилья, поэтому переехали в Вилейку – художнику-оформителю завод «Зенит» предложил квартиру. Более двадцати лет он проработал на заводе, где возглавлял группу оформителей. «Мы писали всяческие плакаты, иллюстрировали заводскую стенгазету, делали чертежи. Неоднократно вместе с директором я бывал в Москве, сопровождал его в министерствах: часто требовалось подправить чертежи, ведь это делалось тогда вручную». А всё свободное время он отдавал рисованию с натуры: где бы ни бывал – карандаш и тушь запечатлевали увиденное. Минск, Молодечно, Пинск, Слолбцы, Несвиж, Орша, Горки, Мядельщина, Островец, Березино, и, конечно же, Вилейщина, а также Крым, Ленинград, Москва, Брянск – городские пейзажи с фотографической точностью и художественным мастерством переданы автором. С 1988 года его работы стали издаваться художественными сборниками. До 2008 года их вышло 25. «Нарачанскія ваколіцы», «Вілейскія матывы», «Куточкі Нясвіжа», «Непаўторныя вобразы Крыма», «Сцежкамі Купалы», «Мясцінамі Міцкевіча», «Старажытны Полацк» – это только некоторые из них. А кроме того газеты, местные и центральные часто заказывали Владимиру Лукше графические портреты современников, пейзажи, урбанистические и природные зарисовки очень также нужны были газетчикам.
Владимир Эдуардович был знаком со многими известными людьми. «Не раз встречался с Максимом Танком, у него на даче и в Минске, – говорит график, показывая мне книгу Максима Танка, подписанную для него, Лукши. Был знаком с художником Герасименко, хорошо знал наших поэтов Ивана Лашутко, Георгия Храмцова. В те времена нам просто было общаться, нас, художников и писателей, поэтов, собирали вместе, знакомили. На одной такой встрече со мной познакомилась Гертруда Щур из Березино и попросила проиллюстрировать её поэтический сборник. Я специально ездил в Березино, жил там некоторое время и сделал цикл графических работ к её стихам. Наше совместное творчество в виде литературно-художественного сборника «Березинские пейзажи» увидело свет в 2004 году», – рассказывает Лукша.
«Как раньше было просто, – вспоминает Владимир Эдуардович. – Моё творчество было востребовано, и не только газетами, к сожалению, сейчас всё заменил компьютер. Еще в девяностых годах ко мне активно обращались с предложениями издать художественные сборники: делал я такие для Островца, Несвижа (даже дважды), Орши. Теперь работы нет. Невостребованность», – рассказывает Владимир Эдуардович и опять погружается в рассматривание своих рисунков, которых на столе мастерской в ровной стопке, прикрытой от солнца картоном, лежит около тысячи.
Он рассказывает мне, что более 60 графических портретов людей отдал знакомому, который обещал издать их отдельным сборником. Среди них – портреты многих известных людей Вилейщины. Отдельно эти графические рисунки нигде не экспонировались, хотя, без сомнения, были бы интересны не только нам, вилейчанам. «В сентябре будет издание, он обещал, посмотрим», – говорит Владимир.
В его речи много слов с уменьшительными суффиксами – «за грибочками и ягодками хожу», «собачек воспитываю» – и даже о красках он говорит также: «тушь уж не покупаю, а вот красочки еще остались». И в этой умышленной уменьшенности, ставшей нормой для его речи, невольно слышится: «Всё самое большое и значительное в моей жизни уже прошло».
Так ли это? Кто знает, какая судьба у графики Владимира Лукши. Он сделал тысячи графических зарисовок родной Беларуси: городов, деревень, природы, которую, по его же признанию, очень любит. Всё течёт, всё меняется. И многие городские объекты и пейзажи значительно изменяются, оставаясь неизменными только на редких фото или вот в рисунках Владимира Лукши. Сейчас в эпоху смартфонов, когда каждый обладатель телефона еще и фотохроникер, возможно, ценность изображения и снижается. Но художественная ценность авторского взгляда художника – нет. Пишу и думаю: а ведь виды некоторых усадеб и замков Беларуси нам сегодня известны только по рисункам Наполеона Орды. И кто знает, быть может, отдельные городские пейзажи Вилейки или Молодечно 70-80 годов прошлого столетия наши потомки увидят только на графических изображениях Владимира Лукши?
Ирина ТРУБАЧ. Фото автора