Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Вилейчанка Светлана Чеботарь вместе с учениками снимает видефильм о Никодиме Силивановиче

Светлана Чеботарь, учитель ИЗО Вилейской гимназии №2, личность в городе известная. Для своих учеников и их родителей – как творческий педагог, для других горожан – как инициатор и воплотитель ряда культурных проектов, включая открытие минувшего года – проект «ART-Vileyka». Сегодня Светлана Геронимовна работает над новой идеей. За подробностями мы обратились к ней самой. Но, как водится, разговор с творческим человеком не мог ограничиться одной темой.

– «АRT-Vileyka», занявшая свое место в череде заметных городских культурных событий минувшего года, уже, к сожалению (уверена, и не только моему), в прошлом. Над чем работаете сейчас? – В настоящее время вместе с учениками мы работаем над созданием видеофильма о нашем знаменитом земляке, художнике-мозаичисте (именно так говорят искусствоведы в Питере) Никодиме Силивановиче. Фильм о творческом пути художника. Съемки велись и будут продолжаться в разных местах. И не только, здесь у нас, на Вилейщине. Мы уже отсняли несколько планов в Париже – были там в туристической поездке и воспользовались оказией. А летом планируем снимать материал в литовском Бирштоносе, где долго жил художник, и в Санкт-Петербурге, где он работал. Фильм содержит театральные сцены, где заняты учащиеся гимназии, в отдельных эпизодах снимаются и известные наши горожане. – Это же не первое Ваше обращение к данной теме. Насколько я знаю, художественный альманах, вышедший несколько лет назад, также содержал обширный материал о Силивановиче, и детский пленэр был посвящен его памяти. Еще не все сказано? – Формы обращения с материалом разные и, соответственно, результат воздействия на публику другой. Визуализация образа, чем и занимается кино, несет не столько информационный, сколько и экспрессивный заряд. На мой взгляд, художника, творческую личность и нужно воспринимать именно эмоционально. К тому же в моей профессиональной и личной судьбе имя Никодима Силивановича занимает особое место. Вот хотя бы в работе над этим проектом. Наш видеофильм был заявлен на конкурс научно-технического творчества среди учащихся Союзного государства России и Беларуси «Таланты XXI века». Фильм победил в областном отборе и был направлен в финал, который не так давно прошел в «Зубренке». Защищал проект режиссер фильма ученик 8 «А» класса (класса,с которым мы работаем над фильмом) Марк Иваненко. Среди 23 представленных работ в номинации «Видеофильм», наш проект занял четвертое место. Но самое интересное, знаковое мне видится в том, что награду за работу Марку вручили 21 мая, в день 94 годовщины со дня смерти художника. И это не единственное для меня непостижимое совпадение. Впрочем, нет в жизни случайности – все закономерность, хотя проследить её удается далеко не всегда. По крайней мере, сначала, вот ретроспективе кое-что уже проясняется. – Светлана Геронимовна, а как Вы замысливаете, придумываете проекты, и для чего Вам это? – Думаю, что любая идея рождается из личной заинтересованности в чем-либо. Речь, конечно, не о материальной заинтересованности, а о потребности человека в разрешении важной для себя задачи, нравственной ли, эстетической или любой другой. Например, проектом «ART-Vileyka» мне хотелось помочь разобраться и себе, и всем заинтересованным в особенностях и значении современного актуального искусства. Для меня самой эта тема, при всей её растиражированности в медиапространстве, была все же малоизученной. Как-то я даже специально ездила в Москву, чтобы воочию увидеть выставки мастеров современного изобразительного искусства. Поразили меня отнюдь не их работы, а отсутствие посетителей во многих галереях современного искусства. Исключение, пожалуй, составляет Мультимедиа Арт Музей Ольги Свибловой, где идёт жесткий отбор работ и всё представлено со вкусом. В большинстве посещенных мною – ни россиян, ни иностранцев – никого. Как тут не вспомнить слова известного русского религиозного мыслителя Павла Флоренского о том, что настанут времена, когда к нам (в Россию) будут приезжать и «питаться нашей духовностью». В самом деле, в Третьяковку, в Русский музей ходят, а в современные арт-галереи – почти нет. Понятно, у иностранцев и своих подобных мастеров предостаточно, и, приезжая в Россию,они хотят прежде всего познакомиться с национальным достоянием, с искусством, которое передает русский колорит, русские темы и особую форму воплощения. Собственно, встречи и дискуссии с художниками и искусствоведами в рамках «ART-Vileyka» укрепили меня во мнении, что в современный информационный век, в погоне за необычной формой, мы немного забываем о вечных ценностях – духовности, человечности, доброте. Возвращаясь к заданному вопросу, личная заинтересованность – это все-таки фон, но «подталкивают» меня к инициированию проектов мои ученики: Орлович Ксения, Ахрем Анастасия, Габринович Александра, Рындевичи Анастасия и Катерина. Детям невозможно с неизменным в течение года интересом ходить на уроки и кружки по изобразительному искусству. Ребят нужно чем-то увлечь и в этом направлении лучше участия в коллективной деятельности вряд ли можно что-то придумать. Кроме того, в наших проектах участвуют и родители. И это не только расширяет их кругозор, но и настраивает на созидание творческой обстановки в семье, обогащает совместными впечатлениями – словом, способствует родителям в воспитании ребёнка. – А современный ученик, он какой? – Современные дети отличаются от своих сверстников десяти-двадцатилетней давности. Вот, например, часть урока рисования я отвожу на знакомство с репродукциями известных художников. Мы рассматриваем, описываем словесно увиденное, анализируем. Раньше на это уходил достаточно большой отрезок урока, сейчас ребята укладываются за несколько минут. Дети стали менее наблюдательными, не умеют сосредотачивать внимание, удерживать его на одном предмете. Налицо мозаичная культура мышления – продукт современной цивилизации, где картинки потока событий сменяются на экранах компьютеров и телевизоров с клиповой быстротой, не оставляя времени на осознание увиденного. Потому-то и нужны новые подходы в работе с детьми. Их нужно чем-то увлечь, и уже через личную заинтересованность подавать информацию или направлять на самостоятельный поиск. – Вы сказали, что разочаровались в современом искусстве, а какое направление Вам нравится? От чего получаете удовольствие? – По моему убеждению, вкусы и предпочтения человека – величина изменчивая. Ты никогда не бываешь равноценным себе в прошлом, с увиденным, прочувствованным, осознанным в тебе что-то меняется. Хорошо бы не нравственные принципы, конечно. Так вот, теперь мне нравится классика и импрессионизм. Любимые художники Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Огюст Ренуар. Меня восхищают их великолепное владение цветом и техническое мастерство выполнения произведений. Тот случай, когда песня художника несёт людям свет и счастье. – Преподавание, работа над проектами, а хватает ли времени на творчество. Вы пишете картины? – Да. Пишу пейзажи – акварелью, гуашью, маслом. Раньше увлекалась копией картин Ивана Айвазовского. У меня дома много работ. Но выставляться никогда не было потребности. Я человек другого склада. Мне постоянно нужно что-то новое. Находить разные пути решения проблем. И двигаться, искать, не останавливаться. Жизнь сама показывает путь идущему. Сейчас вот живу съемками кино.

Ирина ТРУБАЧ. На снимке: Светлана Чеботарь в окружении Анастасии Ахрем и Ксении Орлович.

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 169 queries