Вилейский врач по медицинской профилактике Александр Дубовик дал несколько рекомендаций по безопасному использованию гаджетов в школах.
– Ребенку желательно выбирать модели мобильного телефона с более низким уровнем излучения – показатель SAR в паспорте устройства, также предпочтительно использовать смартфоны, а не «кнопочные» телефоны. – отметил Александр Дубовик.
Желательно минимизировать разговоры по мобильному во время его зарядки, в движущемся транспорте. При ношении держать гаджет в сумке или портфеле, а при вызове подносить аппарат к уху только после установления контакта с абонентом, так как через 10–20 секунд после начала вызова мощность излучения снижается до минимально допустимого уровня.
Во время разговора желательно использовать проводные наушники или громкую связь и ограничивать длительность разговоров по телефону (без использования громкой связи и наушников) до 2 минут разово. Минимальная пауза между звонками должна быть не менее 15 минут. На ночь рекомендуется выключать устройство или переводить его в авиарежим.
Школьникам не следует использовать мобильный телефон для чтения учебных текстов, а во время выполнения домашнего задания нужно отключать звук уведомлений и убирать телефон из поля зрения. Рекомендуется прекращать использование экрана смартфона за 1–2 часа до сна.
Суммарная ежедневная продолжительность работы с электронными устройствами, оборудованными экранами (компьютерами, планшетами, смартфонами и пр.), не должна превышать: для учащихся 1-2 классов – 1 час 20 мин., 3-4 классов – 1,5 часа, 5-9 классов – 2 часа, старше 15 лет – 2,5 часа. Показано, что дети хуже понимают и усваивают текст, прочитанный с экрана. Учитывая все это, школьникам не рекомендуется использовать смартфон для обучения.
Увеличение ежедневной длительности пребывания у экрана смартфона вызывает у детей и подростков нарушения сна, настроения, внимания, памяти, вербального интеллекта, академической успеваемости, что сопровождается морфофункциональными изменениями в мозге, в частности, снижением темпов его созревания. После длительного (1–3 года) интенсивного пользования мобильного телефона при высоком уровне ежедневной электромагнитной нагрузки у детей 7–10 лет отмечаются устойчивые локальные изменения электроэнцефалографии в наиболее часто облучаемой области мозга. Использование гаджетов способствует развитию зависимости от них, которой, по современным данным, страдают до 23% детей и подростков.
Данные, которыми сегодня располагают медики, свидетельствуют о негативном влиянии цифровой школы на состояние здоровья детей. Специалисты прогнозировали рост случаев миопии и массовую диагностику компьютерного зрительного синдрома. Избыточная нагрузка на зрительный анализатор выявлялась у каждого третьего ребенка. Примерно 4% опрошенных предъявляли жалобы, позволяющие предположить наличие у них запястного синдрома, связанного с перенапряжением кистей рук при работе с мышью и клавиатурой.
Критический уровень «общения» с гаджетами для школьника – 4 часа в сутки.