Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Белорусский бренд «деревянный велосипед” или ДВД — «Да! ВелоДвижению в Вилейке»

Совершенно недавно прочитал интересный факт, а вернее, отчет мэрии Копенгагена, согласно которому социально-экономический эффект от каждой километровой поездки на велосипеде в городе составляет 1,22 кроны, тогда как 1 км автомобильной поездки обеспечивает лишь 0,69 кроны социально-экономического эффекта. Читая далее отчетные документы, задался невольным вопросом: «А как развивается велодвижение в Беларуси и в Вилейке в частности?»

Если проследить историю знакомства простого белоруса с велосипедом, то можно увидеть интересные тенденции. Так, первый велосипед появился на наших землях где-то примерно 150-160 лет назад, и это были диковинные «машины для бега»,привезенные богатой шляхтой из Великобритании и Германии. Имеются и сведения, что в Минске первый велосипед горожане увидели на одном из представлений приезжих артистов, а затем и на улицах города появился этот двухколесный транспорт. Таким образом, минские велолюбители в прошлом году отмечали ровно 140 лет появления первого велосипеда.

Свое собственное производство велосипедов под маркой «Аист» в Беларуси запустили лишь в далеком 1947 году. Тогда и начался настоящий велобум, но во времени белорусское велодвижение то нарастало, то спадало. 1990–2000-е принесли ощутимый спад, заполонив страну иностранными автомобилями, и только в последнее десятилетие начал вновь проявляться большой интерес к самому экологическому виду транспорта – активно развивается велодвижение. Сейчас в Беларуси поклонников у велосипеда все больше и больше. Без двухколесного друга многие никуда – и на отдых, и на экскурсию, и даже за границу.

Очевидно, что людей на велосипедах в последние годы становится все больше и в Вилейке. Правда сейчас велолюбители предпочитают модные и дорогие «горники», хотя Европа пережила эту моду и сейчас многие используют обыкновенные, самые дешевые велосипеды, чтобы ежедневно ездить на работу и по делам. Отрадно и то, что многие велолюбители как в Минске, Могилеве, других городах, так и в Вилейском районе активно объединяются в клубы и даже проводят специальные велослёты. Интересный факт, что в Беларуси появился частный бизнес по выпуску деревянных велосипедов. Тут разительнее на фоне дорогостоящих и полностью «упакованных» железных коней выглядит их собрат из настоящего дерева. Как отмечают сами производители: «Деревянные ровары – штучный товар». Производство расположилось на арендуемых площадях завода «Горизонт» в центре Минска. Деревянный велосипед – это самобытно и уникально. Хотя он такой же надежный, как и железный, но не всякий его себе купит. Идею делать велосипеды из дерева современные мастера позаимствовали у белорусского умельца из деревни Богдановка, что на Полесье. Первый известный деревянный велосипед появился в Беларуси в 1933 году, он до сих пор хранится в музее в Пинске. Сам же его мастер Василий был кузнецом. Железные велосипеды были тогда очень дорогими, поэтому Василий решил смастерить велосипед из дерева. На нем он отправился в Пинск на рынок, там же мастер и продал велосипед – примерно за 10 злотых. На тот момент это были огромные деньги. Вот такая интересная история, которая даёт начало настоящему белорускому бренду ХХI века – «дровару»…

И так, смело можно констатировать, что сейчас в Беларуси наблюдается настоящий велобум. Но хотелось бы, чтобы количество велолюбителей переросло в качество, чтобы велосипед для многих действительно стал видом транспорта, удобным, ежедневным, чтобы мы осознанно пересели на него с автомобилей. Кстати, в Беларуси разрабатывают даже проект концепции развития велодвижения. По мнению Минтранса, в решении вопросов организации велодвижения большую роль должны играть местные органы власти, поскольку велодорожки появляются в первую очередь на территории населенных пунктов. В то же время такие же велодорожки должны быть и на загородных трассах. По статистике, в областях на балансе предприятий также есть подобные объекты: в Брестской области – протяженностью 30 км, в Витебской – 7, в Гомельской – 28, в Гродненской – 15, в Минской – 54, в Могилевской – 56 км. Но статистика также говорит и о том, что в 2016 году почти каждый десятый человек, погибший в ДТП, – это велосипедист. Поэтому здесь же выходит на первый план и безопасность велодвижения.

Обобщая опыт европейских стран, можно констатировать, что все мероприятия по развитию велодвижения начинаются с инициативы общественных организаций на местах, с постепенным повышением уровня задач и статуса заинтересованных активистов на уровень района, города, страны, с вовлечением бизнеса, местных властей и депутатов. В Вилейском районе также есть такие организации и активисты, которые прикладывают много усилий для того, чтобы наш район был хорошо обустроен для велодвижения. Чтобы узнать, какие проекты реализовывают вилейчане для популяризации велосипедного движения и что сделано для этого, мы встретились с главой общественной организации «ЗОВиК», которая является давним приверженцем велодвижения Татьяной Титуленко.

– Уже многие годы, с ранней весны и до поздней осени я езжу на велосипеде – и на работу, и на дачу, и даже порой к родителям в деревню, а это около сорока километров только в одну сторону, – рассказывает Татьяна Чеславовна. – Когда едешь на велосипеде – видны многие проблемы: с недостаточностью инфраструктуры, высокими бордюрами, а это безбарьерная среда и для мам с колясками, и для людей с ограниченными возможностями. Видны и ошибки самих людей, когда они пренебрегают своей безопасностью и безопасностью других. Всё это даёт новые идеи для реализации инициатив, для проектов и для улучшения жизни вилейчан-велолюбителей. За последние пять лет наша организация и её активисты реализовали десяток проектов, связанных с развитием велодвижения у нас в городе. Это и значимые проекты, и даже,на первый взгляд, небольшие, но очень важные. Мы устанавливали велопарковки в социально значимых местах – возле больницы, на Центральной площади, возле Дворца культуры, отрадно, что к нам присоединялись организации и учреждения, которые самостоятельно устанавливали велопарковки. Мы организовывали велопробеги и велоэкскурсии для молодежи и работников городских организаций, чтобы как можно больше популяризировать самый экологический вид транспорта. Инициировали проведение дней без автомобиля и раздавали сувениры вместе с ГАИ и школьниками всем проезжающим велосипедистам.

– Недавно в городе завершилась реализация масштабного проекта «Велодвижение – забота о себе и окружающих». Что это был за проект и откуда подобная идея?

– Да, этот проект мы реализовывали совместно с Вилейским райисполкомом и ПРООН. Его идея была придумана после того, как меня оштрафовали за езду на велосипеде по проезжей части, на что, кстати, были свои причины. Ну, да ладно… Именно тогда я поняла, что у нас много людей ездит на велосипеде, но не многие знают правила передвижения на двухколесном транспорте. Также мы задумались и о детях, которым негде безопасно учиться езде на велосипеде, а также пожилым и людям с ограниченными возможностями. Всё это и нашло отражение в нашем проекте. В рамках нашей инициативы мы организовывали встречи сотрудников ГАИ с молодежью, с трудовыми коллективами, во время дней информирования с активом района. Организовывали велоквесты и велопробеги с розыгрышем аксессуаров для велосипедов. В Нижнем парке планировали оборудовать 200 метров тренировочной велодорожки, а при поддержке райисполкома заасфальтировали больше километра. Закупили трёхколесные велосипеды для обучения людей старшего возраста и с ограничениями, организовывали им мастер-классы и передали эти велосипеды для пользования отделениям Вилейского ТЦСОН. Приобрели и установили рядом с новой велодорожкой спортивно-игровой комплекс, в том числе и для проведения досуга детей с ограниченными возможностями.

– Какие планы в развитии велодвижения в ближайшее время?

– Сейчас мы начнём реализацию нового проекта, в рамках которого будем создавать карту велодорожек в черте города и разрабатывать маршруты, например, как можно проехать на велосипеде из одного микрорайона в центр города и многое другое. А вообще, моя мечта, чтобы каждый руководитель наших организаций как можно больше поощрял своих работников, которые ведут здоровый образ жизни: будь-то ездят на велосипеде на работу или многие годы не ходят на больничный, активно занимаются спортом. Чтобы в коллективных договорах на предприятиях прописывалось даже материальное вознаграждение таким работникам – это был бы очень весомый стимул и для других работников.

И действительно, планов много, и будем надеяться, что они реализуются. А велодвижению в Вилейке быть. Но не надо забывать и о проблемах с развитием инфраструктуры и формированием ответственного велосознания, что очень даже серьёзно. Учитывая, что в молодёжной среде велосипедное движение набирает обороты, становится модным увлечением и основой здорового образа жизни для многих молодых ребят, то для решения многих вопросов в Вилейском районе должны привлекаться не только общественники, но и градостроители, проектировщики, МВД и вся общественность – словом, все заинтересованные стороны. Тогда и будет «копенгагенский» социально-экономический эффект и в Вилейском районе.

Сергей ГОНЧАР.
Фото из архива редакции

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 134 queries