Тема Декрета №18 для многих учреждений и организаций района очень актуальная и, порой, болезненная. За направленными к ним на работу обязанными лицами, в большинстве случаев, необходимо следить и заботиться, как за малыми детьми. Разбираемся во всех нюансах этого вопроса.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» было принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь №105 от 26 января 2007 года, которое утверждает Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.
В Вилейском районе на учёте находится 305 обязанных лиц, которые должны возмещать расходы на содержание своих детей. Причем, из этого числа только 118 нерадивых родителей проживает на территории нашего района, а остальные – практически во всех уголках Беларуси. Но востребовать возмещение расходов ответственные органы обязаны со всех 305 обязанных.
По статистике, в среднем на содержание одного ребенка в месяц государство затрачивает примерно 373 рубля, но эта цифра варьируется в зависимости от учреждения или места проживания, где ребенок находится. А учитывая, что у такого рода категорий граждан не менее двух, а то и четыре или пять детей, которые были «отобраны» государством, так как находились в опасном положении, то и сумма возмещения в месяц на каждого обязанного лица получается внушительная. Из этого выходит, что обязанный родитель обязан возместить государству в месяц приличную сумму, которая может варьироваться от 700 и до 1500 рублей и более. И в этом случае, чтобы гасить свою задолженность государству, зарплата обязанного лица должна быть соответствующая. Знакомясь с документами, где указаны суммы долга, можно увидеть цифры – 30 814,01 руб., 25 986,79 руб., 38 355,27 руб., эти суммы с каждым месяцем возрастают. К слову, с обязанного лица удерживается 70% от его ежемесячного заработка, а оставшаяся сумма – в распоряжении человека, для его проживания.
Вот и получается… чтобы возмещать государству такие суммы, обязанные лица должны работать «в поте лица», но мы-то понимаем, что такая категория граждан либо не имеет образования и профессии, либо давно утратила свои компетенции, да и желания работать у них нет. Как, впрочем, заботиться и беспокоиться о своих детях. В итоге образуется внушительная задолженность обязанного лица перед государством, которую все же необходимо возвращать. Отсюда и возникают проблемы у целого ряда ответственных служб: устрой обязанного, проконтролируй его, чтобы ежедневно ходил на работу, а по возможности – работал, совмещая разные обязанности, для того, чтобы зарплата была хорошей. Порой обязанных лиц ежедневно необходимо разыскивать, чтобы вышли на работу, ежечасно контролировать, чтобы не употребляли на работе, а выполняли свои обязанности. В общем – целый ряд нюансов и проблем.
За тем, чтобы каждый обязанный был трудоустроен и посещал работу без прогулов, строго следят, в том числе, и специалисты управления по труду, занятости и социальной защите населения Вилейского райисполкома. Также для этих целей ежегодно местным органом власти принимаются решения о бронировании рабочих мест для приема на работу родителей, являющихся обязанными лицами.
– В большинстве случаев у таких людей нет желания работать, ведь они считают, что раз у них отобрали детей, то теперь они никому ничего не должны, – рассказывает заместитель начальника управления по труду, занятости и социальной защите – начальник отдела занятости Вилейского райисполкома Татьяна Титуленко. – К тому же, как правило, для данных лиц самое ценное – это далеко не дети. Но если обязанное лицо уклоняется от выполнения своих трудовых обязанностей, то предусмотрена уголовная ответственность. Так, согласно части 2 статьи 174 УК Республики Беларусь, уголовная ответственность для обязанных лиц наступает в случае неявки на работу десять и более рабочих дней в течение трех месяцев. Либо в сокрытии или занижении ими размера заработной платы и приравненных к ней доходов, а равно в уклонении от трудоустройства по судебному постановлению, совершенном в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение. И наказание за данное преступление предусмотрено вплоть до лишения свободы сроком до 1 года, а в случае повторного его совершения – до 2 лет.
Несмотря на ряд сложностей в работе с обязанными лицами, существуют и положительные примеры социализации данной категории людей. Так, Татьяна Титуленко отмечает ряд предприятий и организаций, которые активно работают с обязанными лицами. Причем это касается не только государственного сектора, но и частных организаций.
– Хочется поблагодарить за хорошую работу ГУП «Вилейское ЖКХ», где, к слову, работает самое большое количество обязанных лиц. На предприятии выстроена четкая работа по контролю за данной категорией лиц, всех заинтересованных работников нагружают дополнительной работой, что позволяет значительно увеличить суммы их возмещения государству расходов за содержание детей. В основном обязанных лиц устраивают на участок «Сануборка», где они занимаются сортировкой твердых коммунальных отходов. На предприятии подсобным рабочим на полигоне ТКО введена сдельная оплата труда, которая позволяет увеличивать зарплату за фактически отработанное время, также обязанным лицам постоянно предлагается дополнительный объем работы, например, уборка подъездов жилых домов и так далее. Если данная категория работников зарекомендует себя хорошо, то им предлагаются вакантные должности и иная работа, – рассказала Татьяна Титуленко.
Как рассказала нам председатель объединенного профсоюза Ольга Шляпо, на предприятиях Вилейки есть множество примеров, когда к ним были трудоустроены обязанные лица, которые смогли отказаться от вредных привычек и зарекомендовать себя хорошими работниками. В итоге после достижения их детьми совершеннолетнего возраста и погашения всех задолженностей перед государством, они остались работать на предприятиях и дальше – такие примеры есть на Вилейском хлебозаводе и водоканале.
Хорошим примером является и инициатива частных организаций брать на работу обязанных лиц с их дальнейшей социализацией. Таким примером является частное социально-реабилитационное учреждение «Купальня».
– Первое обязанное лицо в учреждение «Купальня» было трудоустроено из агрофирмы «Илья». И спустя некоторое время руководитель компании сама вышла с предложением трудоустройства у себя ещё обязанных лиц с их проживанием в доме престарелых и инвалидов, который размещается в деревне Латыголь, а также их полным обеспечением и, даже, помощью в «перевоспитании» и социализации. Такие инициативы руководителей частных компаний достойны благодарности и уважения. Особо хочется отметить пример работы с обязанными лицами руководства Ильянской средней школы имени А.Гримотя. В 2017 году они взяли на работу к себе обязанное лицо – местную жительницу, которая до четвертого декретного работала в местном хозяйстве. Перетрудоустроив её в школу дворником, руководство учреждения осуществляет постоянный контроль за обязанным лицом, нагружает её дополнительной работой. В итоге у неё всегда хорошая зарплата, что позволяет в большей степени возмещать государству суммы, затраченные на содержание детей. Хотелось бы, чтобы таких примеров было как можно больше, – отметила Татьяна Титуленко.
О том, что вопрос реализации Декрета №18 актуальный и важный, свидетельствует и обращение вилейчан в общественную приемную по вопросам развития страны и региона, которая работает при Вилейском райисполкоме. Так, в приемную была представлена инициатива вилейчан по доработке основных положений этого декрета, которые смогли бы усовершенствовать межведомственное взаимодействие в этом вопросе и, тем самым, вывести на новый уровень работу с обязанными лицами. Предлагается применять к обязанным лицам более строгие меры воздействия за совершенные ими прогулы на рабочих местах, проработать вопросы конвоирования и надзора за арестованными обязанными лицами в местах их работы. Отмечается, что во время административного ареста обязанные лица к работе относятся халатно, работают только под присмотром и не заинтересованы в повышении производительности труда, т.к. в это время заработанные денежные средства они не получают, а с них удерживается из заработка 70% на содержание детей и 30% – за содержание в ИВС. Все эти вопросы и предложения были зафиксированы и будут направлены в Палату представителей для дальнейшей проработки.
Сергей ГОНЧАР