Ясли-сад №3 стал одним из 14 учреждений дошкольного образования республики, на базе которых реализуется инновационный проект «Внедрение модели педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста». Об этом рассказала заведующая учреждения Татьяна Дашкевич.
Дети и сами прекрасно играют. Нужно ли вмешиваться и направлять этот процесс, интересуюсь я у Татьяны Михайловны.
Есть несколько принципиальных моментов, которые не только объясняют необходимость, но и подчеркивают желательность такого вмешательства. Во-первых, сюжетно-ролевые игры (дочки-матери, «в доктора», «в милиционера» и т.д.) имеют огромный потенциал, как форма обучения малышей, который всё-таки не используется в полной мере. Во-вторых, педагогами и психологами замечена тенденция к исчезновению игры из жизни детей современного общества. Наблюдательные родители уже могли заметить, как подвижные игры нашего детства заменяются на пассивные – компьютерные, которые, к сожалению, входят в жизнь самых маленьких деток. Некоторые уже с полутора лет знакомы с планшетами, а далее у знакомства есть все шансы перерасти в зависимость. «И наконец, у детей появляются новые игры и эти новые модели нужно направить в правильное, с точки зрения культурного развития и воспитания детей, русло», – отметила заведующая.
Суть проекта в том, что педагоги найдут, сформулируют и апробируют формы и методы взаимодействия с детьми в процессе сюжетно-ролевой игры. Иначе говоря, воспитатели должны будут найти способы создавать игровые ситуации, которые бы раскрывали развивающий компонент игры. «Мы должны направлять детскую игру в сторону активного вовлечения малышей, но при этом ни в коей мере не навязывать условия игры, действовать в русле, обозначенном детьми», – объяснила собеседница. Такой активный подход воспитателя поможет определить трудности детей в построении игры и помочь разрешить их. Ведь давно замечено, что ребенку проще воспринимать многие (если не все) явления, «переживая» их в игре. Игра обучает, помогает преодолеть психологические комплексы ребёнка, и, конечно, радует дитя.
Педагогической литературой накоплено великое множество теорий и разработок о природе игры, технологиях детской игры, игровой позиции педагога и пр. Кое-что активно используется, другие наработки ждут своего часа. «В течении двух лет, которых будет длится проект, мы составим свой список эффективных приемов сопровождения детской игры. И ещё наша цель – научить этим приёмам родителей для того, чтобы и они могли играть с детьми в «полезные» для развития ребенка игры», – заключила Татьяна Дашкевич. Проект продлится до 2018 года.
Ирина ТРУБАЧ



