Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Услышать голос разума

Если бы каждый из нас себе дал труд задуматься, как он воспринимает информацию, то с удивлением обнаружил бы, что практически не анализирует увиденное и услышанное, а сразу относит всё в разряд своих убеждений.

Пандемия COVID-19 заставила нас активно применять правила гигиены: руки мы моем и дезинфицируем часто. Но вот о правилах информационной гигиены мы знаем гораздо меньше, а о массовом активном применении ее постулатов речь вообще не идет. Об этом косвенно можно судить по всё увеличивающемуся количеству пострадавших от мошенников разного толка.

Но далеко ходить не надо. Если бы каждый из нас себе дал труд задуматься, как он воспринимает информацию, то с удивлением обнаружил бы, что практически не анализирует увиденное и услышанное, а сразу относит всё в разряд своих убеждений. Худший случай, когда в результате чьей-то манипуляции ты лишаешься чего-либо, но и когда сознание «засоряется» лживой информацией – это также плохо. Ведь исходя из ложных убеждений,  мы строим  взаимодействие с  окружающим миром.

О том, как вырабатывать  критичность мышления в отношении потребляемой информации мы поговорили с изобретателем и предпринимателем, практикующим междисциплинарный подход к решению любых задач Василием Пилипчуком. К слову, он выступил одним из первых спикеров вилейских встреч в стиле TED.

– Даже поверхностное ознакомление с достижениями современных когнитивных (связанных с познанием и мышлением – прим.ред) наук заставляет задуматься о том, что увиденное и услышанное мы чаще всего не анализируем критически, а воспринимаем образно-эмоционально, доверяя  своей «интуиции» и «впечатлениям».  Именно это свойство мозга делает нас уязвимыми для различного рода манипуляций со стороны всевозможных «кукловодов». Как следствие, приобретаем ложные «убеждения», которые никакого отношения к реальности не имеют. Чаще всего результаты такого подхода – разочаровывают.

Сегодня многие из нас живут чужой жизнью, выступая потребителем медийного продукта самого низкого толка. Интернет вместо инструмента развития стал оружием оглупления людей. “Замусоренность” сознания ужасающая. Тот  телефонный аппарат, а точнее – компь­ютер, который мы носим в кармане, предоставляет доступ  к огромным массивам  знаний. Некоторые футурологи прошлого полагали, что обладание столь могучим инструментом  познания приведет к невиданному ранее росту уровня эрудированности, грамотности, профес­сиональной компетентности и общей культуры большинства людей. Увы, прогнозы не сбылись, а выдающееся достижение коллективного  человеческого разума – мировая сеть – в основном служит для распространения так называемых «фейков», попросту говоря, домыслов, слухов, сплетен и прочей «мифологии».

– Вы о том, что познавательный интерес человека «развлекающегося», как нас иногда называют в противовес человеку «разумному», снижен? И поток информации, который обрушивается ежедневно, не способствует развитию человека  а, наоборот, оглупляет его?

– Не то что оглупляет – создает пелену, которая мешает воспринимать реальность. А про информацию – я бы уточнил. Те потоки образов и слов, которые льются с разного толка «медиа» – это не информация. Правильно называть это сообщениями, шумом или даже дезинформацией. С позиций теории информации – информация – это те сообщения, которые уменьшают неопределенность, вносят ясность, позволяют кратчайшим путем достичь намеченной цели. Например, как рецепт борща или расписание движения поездов.

Как уже упоминалось, большинство сообщений  – скорее направлено к эмоциональной стороне личности, а не к рацио. Их цель – создать образ, эмоцию или отношение, а не информировать. Информации мало, громких, броских сообщений – бурный нескончаемый поток. «Голос разума звучит тихо», – сказал Фрейд, услышать его в медийном шуме весьма нелегко.

– И как лавировать в потоке?

– Важно понять, что в большинстве своем медийные сообщения создают образы, картинки, иллюзии (типа гравюр Эшера), которые внешне очень похожи на правду, но к реальности отношения не имеют.

Как воспринимает  информацию наш мозг? У каждого из нас имеется некое «окно», «сито», матрица восприятия, с помощью которой мы выбираем из тысяч сообщений те, которые соответствуют нашим  убеждениям. Но каким образом эти убеждения возникли в нашей голове? В процессе анализа проверяемых фактов или как результат принятия на веру сообщений, которые «выглядят убедительно»?  Подробнее об этом можно прочитать у Ричарда Броуди  «Психические вирусы: как программируют наше сознание».  Он говорит, что сообщения подобно вирусу атакуют наше сознание, внедряясь и заражая ложью. Так что не стоит думать будто бы наше мышление – это отображение исключительно наших собственных мыслей. Правильней допустить, что оно – продукт влияния. Само это допущение – уже прививка от манипуляции, потому что оно настраивает на критический лад по отношению к любому сообщению.

– Наше мышление – вообще продукт влияния: традиции, семьи, культуры, школы, друзей и недругов…

– Есть такая область знания – меметика – она как раз ровно о том же: что наше сознание состоит из структурных единиц – мемов, которые передают информацию. Мемы могут быть полезные – это какие-то символы, общепринятые в обществе идеи, но даже в этом случае нужно осознавать, что это всего лишь конструкты сознания. И они могут меняться. А могут быть деструктивными.

– Я не знакома с работой Броуди, но из того, что говорите вы, ясно, что он, похоже, переформатировал известное о стереотипах нашего мышления, определив его через программистскую терминологию.  Многие же знают, что стерео­тип –  устойчивый образец восприятия.  Исследователи говорят, что с усвоением стереотипов связано со стремлением нашего мозга к экономии своих усилий. Так проще – не надо каждый раз вникать в подробности явления, но воспринимать его как некий целостный образ, модель. Но что из этого важно к теме нашего разговора?

– Важно осознать, что стереотипы ли, мемы ли, матрица восприятия – это конструкты, которые стоит анализировать, а не воспринимать как непреложную данность.

– Когда вы читаете любой текст или общаетесь, на что ваше сознание реагирует красным сигналом «тревога», возможна манипуляция?

– Если вам обещают быстрый успех, максимальную прибыль при минимальных рисках или вложениях, лёгкость достижения чего-либо, наверняка, вас воспринимают как объект для манипуляции, и здесь надо быть очень внимательным.

Далее, если я вижу, что в написанном тексте много эмоций, он создает яркие образы, впечатляющие картинки, это тоже повод насторожиться. Лично я считаю, что подлинную информацию не нужно «упаковывать», факты сами за себя говорят.

В восточных единоборствах есть такая установка – идти на поединок абсолютно спокойным, настроенным  к своему противнику почти дружелюбно. Если тебя обидели или разозлили – ты уже наполовину побежден.

Современные теории говорят то же самое. Владеющие практиками нейролингвистического программирования знают, что для эффективной манипуляции человеком нужно ввести его в неконструктивное, т. н. «нересурсное» состояние. А ввести в него можно через воздействие на эмоции человека, вызвав гнев, раздражение, сильное удивление.

– Резюмируя сказанное: ваша формула противодействия манипуляции и недобросовестной пропаганде?

– Если кратко: допустите мысль, что вы много не знаете и не понимаете. Такое допущение уже является ключом к освобождению от власти стереотипов. И если вы научитесь ставить под сомнения всю поступающую информацию, включая собственные убеждения, значит, вы на пути к формированию критического мышления.

– Тут, конечно, возникает вопрос, почему мы не столь критичны к себе, и другой вопрос – о мотивации к поиску объективной информации. Но это тема для другого большого разговора.

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 146 queries