Ученики средней школы №3 вместе со своим педагогом Людмилой Аносович активно включились в компанию «Реки без фосфатов», которая стартовала в Беларуси в начале этого года по инициативе Центра экологических решений при поддержке коалиции «Чистая Балтика».
На протяжении нескольких месяцев учителя по всей Беларуси ведут образовательную кампанию о вреде фосфатов, которая в творческой манере вовлечёт школьников и местных жителей в проблему загрязнения водоёмов. Средняя школа № 3, её ученики и учителя делают многое в экологическом просвещении и образовании, в том числе ученики школы принимают активное участие в информационной кампании «Реки без фосфатов».
– Главной целью кампании «Реки без фосфатов» является снижение использования синтетических моющих средств и парфюмерно-косметической продукции с фосфатами, – рассказала нам Людмила Аносович, учитель биологии средней школы № 3, куратор кампании в учреждении образования. – А также мы активно проводили просветительскую работу среди населения по вопросам загрязнения природных водоёмов и предложение альтернативных путей решения данной проблемы. Каждый из нас не раз замечал, как летом водоёмы приобретают зеленый цвет и зарастают водорослями. Этот процесс еще называют «цветением» водоемов. В научной среде бурное развитие водной растительности называют эвтрофикацией. Отчего это происходит? После стирки химические компоненты стиральных порошков не исчезают, а попадают в почву, из нее – в водные экосистемы. Фосфаты накапливаются в воде, а потом действуют как удобрение. Такая «подкормка» вызывает бурное размножение фитопланктона – сине-зеленых водорослей, которые покрывают пленкой поверхность водоемов, что препятствует попаданию в воду кислорода и солнечного света. Разлагаясь, водоросли выделяют убивающие все живое метан, аммиак, сероводород – так на дне водоемов образуются «мертвые зоны». В результате гибнут многие водные животные, водоем зарастает. Кстати, эта проблема характерна и для нашего Вилейского водохранилища, но здесь в большей степени из-за большого количества пней и деревьев, оставшихся на дне водоёма.
Учащиеся 5 «А» класса средней школы № 3 вместе с классным руководителем Людмилой Аносович в рамках информационной кампании «Реки без фосфатов» посетили также торговые точки нашего города и исследовали моющие средства на содержание фосфатов в них.
– В результате проведенных нами исследований, – отметила Людмила Францевна, – были выявлены следующие результаты: в торговых точках нашего города больше моющих средств, в составе которых присутствуют фосфаты, но бесфосфатных порошков тоже немало. Для того, чтобы знать, какое моющее средство использовать, нужно обращать внимание на состав, а это, как выяснилось, делают не все. По результатам проведенного школьниками анкетирования только 8% оппонентов обращают внимание на состав «всегда», а 65% – «иногда».
Узнали учащиеся в результате проведения кампании и что такое фосфаты, какое влияние на организм человека и окружающую среду они оказывают. Ребята рассказали нам, что фосфаты – это соли ортофосфорной кислоты, то есть неорганические соединения фосфора. Часто они применяются в форме полифосфатов. Эти соединения хорошо растворимы в воде, и в небольших дозах малотоксичны. Соединения фосфора могут проникать в кровь, могут изменять плотность сыворотки крови и количество белка. Это может стать причиной нарушения работы почек, печени, повреждение скелетных мышц. Фосфаты вводятся в состав стиральных и моющих средств для снижения влияния жесткости воды на пенообразование при стирке. При этом даже десятикратное полоскание горячей водой после стирки не освобождает волокна от полифосфатов, особенно это касается шерстяных и хлопчатобумажных тканей. То есть, применяя моющие средства, содержащие фосфаты, человек постоянно подвергается воздействию вредных соединений, нося выстиранную одежду, отдыхая на постиранном постельном белье и т.д.
– Всем жителям мы рекомендуем, если есть возможность, использовать безопасные альтернативы химическим веществам, – подчеркнула Людмила Аносович. – Ведь добиться идеальной чистоты и блеска вполне можно и натуральными средствами, не прибегая к помощи химии. Так,например, вантуз может справиться с засорившимся санузлом не хуже, чем специальные химические средства. В рамках акции на родительском собрании мы провели мастер-класс «Учимся читать этикетку» о содержании фосфатов в моющих средствах. Я как классный руководитель раздала небольшие памятки по использованию народных средств, что очень заинтересовало родителей.
Педагоги и учащиеся средней школы № 3 призывают жителей Вилейского района по возможности сократить домашний арсенал бытовой химии, внимательно читать состав и обращать внимание на экомаркировку, соблюдать дозировку, отдавать предпочтение жидким моющим средствам, использовать бесфосфатные синтетические моющие средства. Прислушаемся к их советам в пользу нашего общего безопасного будущего!
Сергей ГОНЧАР.
Фото представлено Людмилой Аносович
«Зеленые» советы»
Понятно, что отказаться полностью от бытовой химии сегодня невозможно. Однако всегда можно снизить ее негативное воздействие на здоровье и окружающую среду.
По возможности, сократите домашний арсенал бытовой химии. Ведь есть и натуральные моющие средства: лимон, сода, горчичный порошок, уксус.
Выбирайте наименее токсичную бытовую химию. Для этого внимательно читайте состав и обращайте внимание на экомаркировку.
Отдавайте предпочтение жидким моющим средствам – в них химические компоненты менее агрессивны.
Во время уборки и ручной стирки надевайте перчатки, иногда не лишним будет и респиратор.
Посуду смывайте только теплой водой 4-5 раз в течение 15-20 секунд.
При машинной стирке используйте режим дополнительного полоскания, при ручной стирке полощите 6-8 раз.
Для стирки детского белья используйте детские порошки (в них минимальное количество ПАВ, не должно быть энзимов, ароматизаторов).
Средства для поверхностей (ванны, сантехники) всегда тщательно смывайте.
Не смешивайте различные средства бытовой химии друг с другом. При смешивании могут образовываться еще более токсичные вещества.
После уборки и стирки желательно проветрить помещение.