В это воскресенье Белорусская железная дорога отметит своё 155-летие. Для кого-то упоминание о железной дороге овеяно романтикой, а для людей, работающих в этой сфере, это ежедневный труд и огромная ответственность. Транспортные услуги и грузоперевозки – за ними стоят те люди, которые однажды решили, что работать на железной дороге – их призвание. Знакомство с ними подтверждает, что это именно так.
Ольга Кавецкая – начальник железнодорожной станции «Вилейка». Свою судьбу с городом на Вилии она связала по долгу службы – была сюда направлена переводом. Во время недавней встречи Ольга Анатольевна рассказала, что родилась на Витебщине, до одного года жила в деревне Княгинин – там её мама работала дежурной по станции, потом её перевели в Будслав – начальником станции, и семья переехала туда.
– Нас три сестры, – рассказала Ольга Кавецкая, – и все работаем на железной дороге. Старшая сестра, Елена, дежурная по станции на станции «Воложин», а Татьяна работает на станции «Алехновичи» билетным кассиром. Их мужья в локомотивном депо работают. Такой большой семейный подряд у нас образовался.
Следуя маминому примеру, и она выбрала себе «железнодорожную» профессию. Окончив Оршанский техникум железнодорожного транспорта – основную кузницу кадров этой отрасли – путь в профессию начинала со стации Богданов (Лидское направление). Были в трудовой биографии и другие станции – Бобровники, где строится атомная электростанция, Воложин, Полочаны, Княгинин. Где-то ещё приходилось подменять коллег на время отпуска. На железнодорожной станции «Вилейка» она отработала семь лет в качестве дежурной по станции – должность, о которой, рассказала Ольга Кавецкая, шутят: «Дежурный по станции не владеет ничем, но всем руководит». А на деле это владение большим объёмом информации и ответственность, ведь дежурный – это «правая» рука начальника станции и первый помощник в различных вопросах. Такая «школа жизни» не прошла даром – два года назад Ольге Анатольевне предложили стать начальником станции. Под её началом два десятка человек – коллектив, который сложился, устоялся и способен успешно решать поставленные задачи. Случайные люди сюда не приходят.
– Скоро с Витебского вагонного участка девушка закончит стажировку по остановочному пункту «Зенит» и приступит к работе, – рассказывает Ольга Анатольевна о новых кадрах. – Это Анастасия Терлюк, она работала проводником, а сейчас – билетным кассиром. Её муж тоже связан с железной дорогой – работает в Минске в военизированной железнодорожной охране. В штате станции есть у нас и другие семейные подряды. В смежной службе старшим механиком электросвязи работает Павел Кузнецов, его супруга, которая ушла на заслуженный отдых, была билетным кассиром. Их сын работает помощником электромеханика связи по станции «Будслав». Екатерина Егорова, работающая у нас, теперь привела к нам и своего сына – он составитель поездов, теперь вдвоём работают.
Работа интересная – с моим утверждением соглашается начальник станции и дополняет характеристику: но и требовательная, требующая самодисциплины от каждого. А ещё, если есть производственная необходимость, кто-то на больничном, есть неукомплектованность штата, – надо выйти и работать.
– Всё направлено на то, – говорит Ольга Анатольевна, – чтобы в любые погодные условия мы могли обеспечить бесперебойную работу станции, бесперебойное движение поездов. Над этим и работаем.
Об этом сразу предупреждают и потенциальных работников, чтобы они осознавали важность возложенных обязанностей и понимали, куда пришли работать и зачем.
Реалии таковы, что железнодорожная отрасль напрямую зависит от геополитики – от обстановки в стране, от взаимоотношений между собой стран-соседей, кризиса и выставленных санкций. Ведь большая часть железнодорожных перевозок в Беларуси, помимо внутренних, это транзит через нашу страну из стран СНГ,в том числе Российской Федерации,в Европу и в обратном направлении.
Политика руководства Белорусской железной дороги направлена на постоянное повышение квалификации работников. Железнодорожники сдают испытания – проверяется знание документов, инструкций, ежегодно проводятся соответствующие экзамены. Потому что они перевозят и людей, и опасные грузы. А это – большая ответственность и огромные суммы. В помощь железнодорожникам – специальные автоматизированные системы, которые помогают вести учёт, а также новые технологии и подходы. 155 лет прошли не зря.
Ольга Кавецкая познакомила меня с некоторыми работниками железнодорожной станции «Вилейка». К платформе у старинного здания железнодорожного вокзала прибыл тепловоз. «М-62» – такая маркировка значится на нём, а люди, обеспечивающие его работу, называют машину просто – «муха». Есть и другие прозвища. Большой тепловоз на две секции – «фантомас», одиночный локомотив – «кукушка». Закупленные Белорусской железной дорогой импортные тепловозы называют по стране-производителю – «китаец» и «японец».
Текучки кадров на станции нет – кто пришел, тот трудится на своём месте. Например, машинист «М-62» Николай Мучинский из Молодечно в профессии 37 лет, его супруга Нина Александровна тоже в этой профессии – она приёмосдатчик станции «Молодечно». Несмотря на то, что уже два года он на пенсии, Николай Сергеевич трудится и передаёт опыт молодёжи. С ним в паре – Илья Сенько, тоже из Молодечно. После окончания Минского железнодорожного колледжа по специальности «помощник машиниста тепловоза, электровоза» с марта этого года он – помощник машиниста, «штурман». Хоть выбор профессии у него и возник спонтанно, она не разочаровала. Третий год вилейчанин Николай Курак работает на станции составителем поездов. Получив строительное образование, некоторое время работал по специальности, но по примеру друга принял решение поменять профессию. Обучение прошёл на станции – и трудится здесь и сегодня. В его семье железнодорожников нет, но это пока, уверен Николай: с супругой Екатериной они воспитывают двух сыновей, и может быть именно пример отца послущит для них ориентиром в выборе профессии. Так как мальчикам сейчас всего по семь месяцев – всё впереди.
В День железнодорожника в Будславском костёле в 11.00 начнётся праздничная служба, которую проведёт белорусский кардинал Тадеуш Кондрусевич. Приглашены работники железной дороги и гости. Об этом я узнала от Ольги Кавецкой, которая считает это приглашение почётным для представителей своей профессии почётным. Особенно если вспомнить, что этот населённый пункт в трудовой биографии её семьи – особенный.
Татьяна ШЕРШНЁВА. Фото автора