Диспетчер центра оперативного управления – человек, который берёт на себя первый удар, принимая сообщение, что где-то случилась беда. Именно от его слаженных и своевременных действий зависит порой не только исход пожара, но и жизнь человека. Владимир Пасеко служит в Вилейском РОЧС 24 года, из них 14 – в должности диспетчера.
Пытаясь кратко охарактеризовать свою работу, Владимир Анатольевич говорит, что она ответственная, неспокойная и уж точно не скучная. Диспетчеру нужно быстро и точно ответить на сообщение и принять решение, ни секунды не мешкая направить пожарную технику. Одна минута замешательства может стоить чьей-то жизни. А ещё диспетчеру нужно уметь не только оперативно выполнять свою работу, но и оказывать психологическую помощь тем, кто попал в беду. Сложно представить состояние человека, обнаружившего, что его дом горит. Порой люди просто цепенеют на месте и не могут даже адрес назвать, не говоря о какой-то дополнительной информации. Диспетчер должен найти нужные слова, попытаться максимально успокоить человека и отреагировать на сообщение, сделав это быстро и чётко.
– А сообщений за дежурные сутки поступает немало, – замечает Владимир Анатольевич. – Особенно с введением Единой дежурно-диспетчерской службы. Причем порядка 30 процентов сообщений приходится по линии скорой и РОВД. Бывает, поступает сразу несколько звонков, тогда важно уметь быстро расставить приоритеты – на какое сообщение реагировать в первую очередь.
Случается, номер «101» становится предметом баловства. Ведь осознают цену драгоценным минутам далеко не все. Понять это может лишь тот, кто хотя бы раз оказывался в ситуации, требующей молниеносной реакции. Время для людей, ждущих подразделение МЧС, тянется невыносимо долго. И в эту же минуту кому-то вздумалось недобро «пошутить»… Владимир Анатольевич вспоминает одну вилейчанку, которая звонила спасателям, когда ей становилось скучно, рассказывала анекдоты, читала стихи. Порой набирала короткий номер по 20 раз подряд. И, несмотря на ставший всем знакомым определившийся номер, диспетчер не имеет права не ответить на звонок. Возможно, ещё пять минут назад человек шутил, а сейчас на самом деле попал в беду и ему требуется помощь. А ещё часто поступают «глухие» звонки, когда люди случайно нажимают экстренный вызов на мобильном телефоне. Это может произойти, когда мобильный живёт своей жизнью, просто лежа в кармане, или ему помогает маленький ребёнок, которому родители разрешают поиграть с телефоном.
– Но пускай лучше будут такие случайные вызовы, чем настоящие, за которыми всегда неприятности и несчастья, – говорит диспетчер, приводя в пример последнее дежурство, – С 11 часов дня и до полвторого ночи сыпались сообщения. Были даже такие моменты, когда из 8 подразделений по району, на месте не было ни одного – все на выездах.
Возгорания в тот день, 23 марта, были в разных местах района, у местных жителей и приехавших на выходные дачников, во дворах молодых и пожилых хозяев. Объединило пострадавших одно – несоблюдение правил пожарной безопасности, в основном – при сжигании мусора на приусадебных участках. И каждый звонивший с замиранием сердца ждал помощи спасателей и благодарил за неё после, наверняка забыв о том, кто принял удар первым. А между тем, есть такая профессия – диспетчер центра оперативного управления РОЧС. Спасибо вам за службу!
Марина ПУЦЕЙКО/Фото автора