Человеческое общество не может строить будущее, не познав опыт предыдущих поколений, свою историю. И как тут не вспомнить поговорку, имеющую особое значение в наши дни: «Нельзя быть Иваном, не помнящим родства». Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории своего народа, истоках, богатых традициях, обычаях. Нас окружают прекрасные исторические и литературные места, памятники архитектуры, музеи. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического, духовно-нравственного и краеведческого воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Важная роль в воспитании и образовании школьников отводится школе и внеурочной деятельности, но не стоит забывать о роли семьи: именно в родном доме закладываются основные нравственные ценности и ориентиры. Так, школа в сотрудничестве с родителями формирует личность гражданина, семьянина, патриота своей малой и большой Родины. Она, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды. Если каждый из наших учеников будет возводить дом из добра, веры и любви, никто не скажет им укоризненно: «Что за поколение выросло?!», а произнесёт с уважением: «Достойная смена растет». Академик Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для культуры всей страны. Краеведение – прекрасная школа воспитания гражданственности. В каждом городе, в каждом селе нашей республики должны быть памятники жертвам минувшей войны, жертвам репрессий. Пусть скромные, но не безымянные. Нужно спешить, пока еще живы те, кто помнит имена героев. Это святое дело должна взять в руки молодежь. Изучение истории родного города и края немыслимо без исследовательской и проектной, а также внеурочной деятельности. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения поставленных задач исследования и изучения лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности. Одной из задач по краеведению является духовно-нравственное воспитание посредством приобщения к духовности. Пустота в духовной жизни, появившаяся как результат отклонения от традиционных ценностей, привели к духовному обнищанию, падению нравов во многих семьях, воспитывающих детей. Ныне наступило «время собирать камни». Старшеклассники, несколько лет назад прошедшие обучение в краеведческой студии «Спадчына» Вилейского центра эстетического воспитания, не потеряли интерес к изучению Вилейщины, тягу к исследованию, поиску и познанию, занимаются серьезными изысканиями, создают учебно-исследовательские работы, выступая с ними на конкурсах и конференциях различного уровня. Так, в 2017 году Эрнест Крышковский провел большую работу по изучению судьбы Н.О. Гринцевича, человека, стоявшего у истоков процесса воссоединения Западной Беларуси с БССР и вхождения в состав СССР. Результатом поиска стала исследовательская работа, представленная на Международной конференции в НАН Беларуси. А в 2018 году Каган Даниил и Жингилевич Владимир в сотрудничестве со старшим научным сотрудником Вилейского краеведческого музея Колосовой Ольгой Александровной изучали историю Первой и Второй мировых войн через судьбы наших земляков — Смоленского Викентия Адамовича, Смоленского Иосифа Викентьевича, Малькевича Юлиана Фомича и Малькевича Александра Юльяновича. Работа была представлена на Международной конференции в г. Минске.
В ходе работы над темой исследования школьник учится понимать взаимосвязь исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры, работать в библиотеках с краеведческими источниками и интернет-ресурсами. Школьники проводят практические исследования на местности, берут интервью, анализируют и систематизируют материал, фотографируют и описывают краеведческие объекты. Немаловажны для исследовательской работы и навыки публичных выступлений, активная мотивация в познавательной деятельности и практическом использовании полученных знаний, творческий подход и умение презентовать свое исследование, отвечать на вопросы жюри и слушателей.
2018 год объявлен Годом малой Родины. Ещё много интересного, великого и познавательного могут открыть учащиеся, изучая страницы истории родного края.
Марина ЖИЛЬЦОВА, учитель истории и обществоведения ГУО «Средняя школа №1 г. Вилейки»