На протяжении последних лет профессия «водитель автомобиля» является наиболее подверженной риску травмирования, средний возраст потерпевших колеблется в диапазоне 45-49 лет. В январе-августе 2018 года средний возраст работников, получивших на производстве травмы с тяжелыми последствиями, составил 44 года. Преобладают среди потерпевших мужчины.
Зачастую травмирование работающих по профессии «водитель автомобиля» случается при выполнении ремонта транспортных средств. В данном случае, как правило, причина несчастного случая на производстве имеет формулировку «привлечение потерпевшего к работе не по профессии». Разберемся почему.
Согласно части седьмой пункта 8 Общих положений ЕТКС, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34, водитель автомобиля должен владеть слесарным делом (иметь смежную профессию) в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств.
Проще говоря, для водителя автомобиля подтверждением права на выполнение слесарных работ будет являться наличие присвоенного ему в установленном порядке квалификационного разряда по профессии «слесарь по ремонту автомобиля», который подтверждается наличием свидетельства государственного образца присвоении разряда по указанной профессии либо соответствующей записью в трудовой книжке.
Таким образом, работодатель (должностное лицо), допуская водителя, не имеющего квалификации слесаря, к выполнению работ по ремонту автомобиля нарушает требования технических нормативных правовых актов (Общих положений ЕТКС) и становится виновным лицом, привлекшим потерпевшего к работе не по профессии.
Вышесказанное совершенно не значит, что водитель должен только «крутить баранку» и, в случае малейшей, даже самой незначительной, неисправности ожидать приезда квалифицированных специалистов из служб технического сервиса.
Тарифно-квалификационной характеристикой «§1а. Водитель автомобиля» (выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 147 (с изм. и доп. внесенными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.10.2014 № 94) предусмотрено, что водитель автомобиля устраняет возникшие во время работы на маршруте движения мелкие технические неисправности автомобиля, не требующие разборки механизмов, а также выполняет регулировочные работы в дорожных условиях.
Данные виды работ конкретизируются в «Перечне ремонтных работ, которые могут выполняться водителем на линии», составляемом работодателем в соответствии с п. 61 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта.
* под категорией «водитель» следует понимать профессии лиц, допущенных к управлению автомобилями, тракторами, самоходными машинами и т.п.
Управление по труду, занятости и социальной защите Вилейского райисполкома








