Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Примерить профессию на западный манер

Совместный проект «Сами с умными руками» организовали Министерство образования Республики Беларусь, Постоянная комиссия по образованию, науке и культуре Палаты представителей Национального собрания и редакция «Народной газеты». Проект был создан для анализа и поиска путей решения проблемы нехватки рабочих рук в стране.

В декабре на базе Вилейского профессионально-технического колледжа состоялось заседание круглого стола с участием председателя Постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Геннадия Пальчика, начальника центра научно-методического обеспечения профессионального образования Республиканского института профобразования Валентина Савенка, директора, преподавателей и учащихся колледжа, а также заказчиков кадров – представителей организаций и предприятий.
Разговор шёл о том, как помочь вчерашним выпускникам школ выбрать рабочую специальность и стать профессионалами в своём деле.
– Сейчас подавляющее большинство получающих аттестаты молодых людей ориентировано на высшее образование, – отметил Геннадий Пальчик. – В результате учебные группы профессиональных лицеев в текущем учебном году полностью не укомплектованы, а высококвалифицированные рабочие кадры на рынке труда – буквально на вес золота.
Как же поднять престиж рабочей профессии? По мнению Геннадия Пальчика, постоянно должна проводиться профориентационная работа и быть налажено взаимодействие со школами. Взять, к примеру, Вилейский колледж. За каждой школой, и не только нашего района, но и соседних, закреплен преподаватель. Он периодически навещает школьников, потенциальных учащихся, показывает им презентации, видеоролики, рассказывает о специальностях, отвечает на интересующие вопросы… Но могут ли школьники так же запросто посетить колледж, чтобы ближе познакомиться с ним? Прийти не просто с экскурсией, а после занятий в школе, например, посещать колледж с целью получения какой-либо специальности, пускай даже и на платной основе?
По словам директора колледжа Игоря Китикова, пока такой практики для детей нет, в колледже проходят переобучение лишь взрослые и безработные. Но, если бы была законодательная база, колледж с удовольствием на каждой из основных специальностей открыл бы по 2-3 небольшие дополнительные группы для старшеклассников.
Прозвучало мнение и о том, чтобы возвратиться к УПК, но создавать их уже на базе колледжей и лицеев.
– Есть западный классический вариант профессиональной ориентации – метод проб. Когда в рамках трудового обучения ученик две недели работает, например, в хосписе, затем – в магазине, библиотеке, на стройке… Он примеряет на себя профессию, знакомится с ней изнутри. И этот метод я считаю верным, – заметил Геннадий Пальчик. При этом он рассказал о своих впечатлениях от экскурсии по мастерским колледжа. В какой-то момент ему захотелось самому что-нибудь покрутить. А почему подростку не дать попробовать сделать что-то своими руками? Может, это и не станет в дальнейшем его профессией, но будет хорошим уроком, практикой. Сейчас идёт мониторинг Кодекса об образовании, именно сейчас – самое время высказывать свои предложения.
На заседании круглого стола обсуждался ещё один актуальный вопрос – об оптимизации соотношения количества часов общеобразовательных предметов и практических занятий.
– Конечно, и у рабочего должен быть кругозор, но всё же акцент нужно делать на практику, – считает Игорь Китиков. – География – это хорошо, история – здорово, но давать их нужно обзорно: заинтересуется – сам изучит. А то ведь часто сидят парни на математике, сами мучаются и преподавателя мучают. Им хочется в мастерских поработать, своими руками что-то сделать, попробовать заработать своим трудом.
Пример привёл учащийся колледжа Андрей Аксючиц. Во время каникул он подрабатывал помощником комбайнера в ОАО «Новая Любания». На спонтанный вопрос о том, что он получил в результате своей работы, Андрей честно ответил – опыт. И только потом, поняв, что спрашивают о материальном вознаграждении, назвал свой доход за уборочную кампанию – пять миллионов рублей, восемьсот килограммов зерна и поросёнок за третье место в соревновании молодёжных экипажей.
Появилась ли у него мотивация прийти на сельхозпредприятие в следующем году? Говорит, что да – стимул есть.
Сильный стимул должен быть у каждого, кто решил пойти в профессионально-техническую школу. А для этого необходимы перемены на разных уровнях – от законодательства до общественного сознания, резюмировали участники круглого стола.
Марина ПУЦЕЙКО, фото автора



Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
Яндекс.Метрика 170 queries