Шлях Перамогі

Вилейская районная газета – свежие и интересные новости

Потребительская грамотность населения Вилейского района повышается

В этом году День защиты прав потребителей отмечается под девизом – «Потребительские права в цифровую эпоху». Специалисты отмечают, что права потребителей в белорусской интернет-торговле защищены так же, как и в традиционных формах торговли. Однако, чтобы иметь возможность защитить в случае необходимости свои права, потребитель должен подтвердить что именно и у кого именно купил. Такую возможность покупателю предоставляют кассовый чек (у кого и на какую сумму купил) и гарантийный талон (какой товар купил), которые он получил от продавца.

В преддверии праздника мы обратились в отдел торговли райисполкома, в котором закреплён уполномоченный по защите прав потребителей, и узнали, часто ли обращаются за помощью.

По словам Натальи Драгун, главного специалиста отдела торговли райисполкома, потребительская грамотность населения повышается. Впрочем, уполномоченный без работы не остается.

 «Ещё два-три года назад у нас был шквал обращений по поводу некачественной установки пластиковых окон, дверей. Сейчас конкуренция в этой сфере, борьба за каждого покупателя научила производителей и установщиков окон и дверей выполнять максимально качественно свою работу, – рассказала Наталья Драгун. – Теперь больше всего нареканий на работу торговцев-гастролеров, которые продают чудо-кастрюли или «волшебные» подушки. Люди, как правило, пенсионеры, ведутся на рекламу, покупают, оформляют договоры-рассрочки на огромные суммы, а придя домой, понимают, что товары эти им не нужны. По закону «О защите прав потребителей» в течение 14 дней со дня покупки товар можно обменять или вернуть деньги. Однако, продавцы уже уехали и тогда люди обращаются к нам».

Как правило, уполномоченный советует для начала договориться устно, «полюбовно» так сказать. Если это не срабатывает, помогает составить претензию, на которую обязан отреагировать продавец. Если не получается и так, тогда специалист составляет исковое заявление. В прошлом году было составлено 3 иска и 5 претензий. Примерно столько же случаев удалось урегулировать устно.

Наталья Драгун заострила внимание на необходимости внимательно читать все бумаги, связанные с приобретением товара – договор, паспорт товара и пр. В особенности быть внимательным, если покупка берется в кредит. Важно четко представлять себе, как действовать в случае, если у товара обнаружится брак или он испортится во время выплаты кредита. Это обезопасит от возможных неприятностей в будущем.

Ирина ТРУБАЧ

Интересно знать

Впервые этот День защиты прав потребителей, проводимый под эгидой ООН, отметили 15 марта 1983 года. Дата была выбрана не случайно. Именно в этот день в 1962 году Джон Кеннеди, выступая в Конгрессе, провозгласил базовые принципы прав потребителя.

Беларусь присоединилась к отмечанию праздника в 1994 году.

Для восстановления своих нарушенных прав потребитель может обращаться:
– в организации по защите прав потребителей. В настоящее время в стране работают 9 общественных объединений по защите прав потребителей. Самое крупное из них, имеющее структуры во многих городах;
– ОО «Белорусское общество защиты потребителей». В Вилейке таких структур нет;
– к уполномоченному по защите прав потребителей, который есть в каждом райисполкоме;
– к медиатору. В  Беларуси  работает институт медиации – привлечение независимой стороны (медиатора) для досудебного урегулирования спора;
– в юридическую консультацию для помощи в составлении претензии или иска;
– свои нарушенные права потребитель может восстанавливать и самостоятельно.

Изображение на главной использовано в качестве иллюстрации

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 30 queries