Налоговая служба Республики Беларусь – сравнительно молодая государственная структура. За короткий срок ею совместно с другими органами государственного управления было создано новое налоговое законодательство. Оно обеспечило собираемость налогов, достаточное для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы, обеспечения экономической безопасности государства и поддержки правопорядка.
Накануне профессионального праздника налоговых органов хочется поблагодарить налогоплательщиков за понимание важности своевременности и полноты уплаты налогов и еще раз призвать к более тесному сотрудничеству.
Считаю необходимым, пользуясь представившейся возможностью, со страницы газеты отметить роль в формировании бюджета района ряда коллективов предприятий:
ОАО «Стройдетали» (Жук С.М.), ОАО «ПМК-88» (Сорокин А.В.), Филиал «Вилейская мебельная фабрика» (Пискунов Н.А.), ОАО «Зенит БелОМО» (Радченко А.В.), ГОЛХУ «Вилейский опытный лесхоз» (Косяк П.П.), ООО «Радуга Строй» (Чемарев В.В.), ЗАО «Завод Флометр» (Еленский П.Г.), ООО «Комдор» (Языков В.А.) ЧТУП «АМ-Форсаж» (Филимонов А.М.), ОАО «Нарочанские зори» (Кучко Г.М.), ДСУ-13 (Лашков В.Л.), Вилейское РАЙПО (Препесть Н.Д.), КУП «Содружество» (Капустинская Л.С.), Вилейский хлебозавод (Сергей А.П.), ЧУП «Суничка» ( Литвинович Г.А.), ЧП «Матеша» (Матеша М.Ф.) и все сельские исполнительные комитеты.
«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» – утверждал американский писатель Оливер Уэндэлл Холмс, старший. Чтобы оценить значение нашей службы, достаточно сказать, что за счет налогов формируется более 80% доходной части консолидируемого бюджета Республики, причем в последние годы этот показатель неуклонно растет.
За 22 года существования налоговой инспекции сформирован профессиональный коллектив, осуществляющий сбор платежей и контроль за соблюдением налогового законодательства состоящих на учете 681 юридического лица, 649 индивидуальных предпринимателей, 25 тысяч граждан – плательщиков налогов на землю и недвижимость.
За прошлый год собрано налогов и неналоговых платежей 87 миллиардов рублей. Обеспечено выполнение не только плановых назначений, но и дополнительных поступлений.
Около 50% собранных налогов остаются в местном бюджете и расходуются на нужды нашего города и района (это финансирование жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и т.д.).
Отмеченное стало возможным вследствие совместного сотрудничества налоговой системы и налогоплательщиков.
Если оценивать уровень собираемости налогов в нашем регионе, читателей газеты следует проинформировать, что за последние годы у нас сложилась устойчивая тенденция сокращения уровня задолженности по платежам в бюджет и уже на 1 января текущего года задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом нет.
Это не только результат кропотливой, целенаправленной и упорной работы инспекции по взысканию задолженности по платежам в бюджет, но и повышение платежной самодисциплины и ответственности непосредственно самих плательщиков. Если в середине прошлого десятилетия количество недоимщиков доходило до 30-40, то на данный момент их нет.
В наш адрес часто звучит критика о сложности налогового законодательства. Она звучит во всем мире, идеального налогового законодательства, которое устраивало бы всех и каждого, не существует. Наша система налогообложения не отличается от структуры в зарубежных странах и представляет собой прямые и косвенные налоги, имущественные налоги и социальные платежи.
Количество налогов вовсе не является критерием для эффективности налоговой системы. Сегодня, при наличии в Беларуси 12 основных налогов и сборов, среднестатистический плательщик уплачивает не более 7 налогов. Если же говорится о количестве налоговых платежей в других странах, то в среднем этот показатель держится на уровне 25-30 платежей (от 56 налогов – в Австралии до 14 – в России). Основным отличием налоговой системы нашей страны от других государств является наличие оборотных налогов. На наш взгляд, структура налоговых платежей соответствует реалиям сегодняшнего дня (наличие большого количества убыточных предприятий и предприятий с низкой рентабельностью, что не позволяет переложить бремя налогов на прибыль предприятия), и судить о ее сложности исключительно по количеству плательщиков, по меньшей мере, не корректно. Никто не может сказать, что налоговая система статична и не движется вперед. Проводимые в последнее время преобразования – снижение налоговых ставок, отмена отдельных налогов, предоставление льгот и преференций, отмена некоторых административных процедур – существенно улучшили условия для ведения бизнеса и исполнения налоговых обязательств и снизили налоговую нагрузку. Уверен, что и в дальнейшем налоговое законодательство будет оперативно реагировать на изменения в экономике.
Одной из стратегических задач развития налоговой системы в настоящее время является повышение информированности общества в налоговых вопросах и повышение качества предоставляемых налоговых услуг.
Совершенствование системы налогового администрирования связано с развитием информационных технологий. С 1 апреля 2009г. в Республике внедрена и динамично развивается система электронного декларирования. В качестве пользователя системы электронного декларирования в нашем регионе зарегистрировались и приобрели ключи электронно-цифровой подписи 338 субъектов хозяйствования. Система электронного декларирования позволяет плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс их представления в налоговые органы, исключая необходимость посещения инспекции, представлять отчетность в подразделения предприятия «Белгосстрах», позволяет участвовать в торгах на Белорусской универсальной бирже, представлять некоторые отчеты в органы государственной статистики и др.
Вместе с тем, мы не видим оснований для самоуспокоения, поскольку беспокойство вызывает выявление фактов нарушения законов о налогах и предпринимательстве. В отдельных сферах деятельности сохраняется высокая степень сокрытия доходов от налогообложения. Все это влечет за собой значительные штрафные санкции, осложняющие финансовое положение предприятий и предпринимателей. В обществе бытует мнение, что налоговые инспекции, стремясь выполнить план доходов, заинтересованы в выявлении ошибок и начислении крупных финансовых санкций. В действительности мы ставим перед собой задачу не только обеспечить выполнение налоговых обязательств, но и прекрасно понимаем, как важно сохранить финансовую стабильность предприятия, его способность наращивать инвестиционный и производственный потенциал, поскольку только в этом случае возможно обеспечить дальнейшее увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Положительные результаты нашей деятельности – это успешная и кропотливая работа коллектива налоговой инспекции. Высокообразованные, квалифицированные руководители структурных подразделений и специалисты, каждый по своему направлению, обеспечивают выполнение тех сложных задач, которые стоят сегодня перед работниками налоговой службы. Вклад в отдельности каждого в общее дело неоценим.
В настоящее время 7 человек работает в инспекции с момента основания налоговой службы: Ободич Н. В., Серко В.И., Серко Т.Г., Гулицкая Т.В., Черепан Т.А., Комар Т.М., 15 человек работает более 15 лет, 14 – более 10 лет
В инспекцию пришло много молодых, которые за непродолжительный срок смогли постичь азы нашей службы и со своим молодым задором внесли достойную лепту в общую копилку результатов.
Это Степанович А.Л., Грачева Д.Ю., Малько В.А., Яхимович М.Н.
Пользуясь случаем, нельзя не вспомнить и не отметить неоценимый вклад в создание налоговой системы и тех наших работников, которые ушли с нашей системы на заслуженный отдых. Это Липская С.И., Лапицкая Л.И., Каминская Л.И., Петрашевич Г.И., Коряковская Л.В., Райцен Л.Н., Чеботарь Э.С., Руколь Л.И., Богомолова Л,И. Скоринко А. Б. Дегтяр В.И., Сырокваш Т.И., Иванова Г.И., Шарафанович Н. С., Хромец В.П., Магомедова А.П., Чернявская Л.В.
За высокий профессионализм, компетентность и значительный вклад в совершенствование налоговой системы, формирование бюджета многие работники инспекции награждены грамотами и благодарностями Совета Министров Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, областной налоговой инспекции, Вилейского районного исполнительного комитета, знаком «Выдатнік падатковай службы».
Сегодня, наряду с выполнением главной задачи (наполняемость бюджета), перед коллективом налоговой инспекции, как и всей налоговой системы в целом, стоят и другие не менее важные цели: повышение налоговой культуры, оказание большого спектра услуг по оплате налогов и, конечно, воспитания добросовестного и грамотного плательщика, для которого уплата налогов станет нормой жизни и обыкновенной привычкой.
Сегодня, подводя итоги, хочу сказать, что взаимоотношения государства и бизнеса должны быть партнерскими, открытыми и понятными для общества. Мы понимаем, что должны пройти непростой путь к преодолению недоверия между налоговиками и бизнесом, и это нужно сделать сегодня, раз и навсегда поставить точку в недоразумениях.
За последнее время налоговики и предприниматели сделали шаги навстречу друг другу. Мы своими действиями доказали, что уважаем бизнес, понимаем его проблемы и готовы к честному сотрудничеству.
В заключение от всего сердца хочется поздравить работников налоговой инспекции (работающих и ушедших на заслуженный отдых) с профессиональным праздником и пожелать крепкого здоровья, семейного благополучия, успехов в работе, уверенности в завтрашнем дне и новых свершений.
Михаил ТИМАШОВ,
начальник инспекции министерства по налогам и сборам
по Вилейскому району



