Благочинному церквей Вилейского округа, настоятелю храма преподобной Марии Египетской протоиерею Симеону Матюху исполняется 80 лет
«Слава Богу, Благодателю нашему», – именно под таким девизом и с таким жизненным принципом проходят 80 лет жизни и 50 лет священнического служения благочинного церквей Вилейского округа, настоятеля храма преподобной Марии Египетской города Вилейки, протоиерея Симеона Матюха, кандидата богословия. 25 марта – в день своего юбилея и дня Ангела – отец Симеон рассказал о своем священническом служении, о семье, о радостях и проблемах, которые имели место в течении 80-летнего жизненного пути, и ответил на наши вопросы. Ответил не просто так, лишь бы отстали, но с каким-то глубинным чувством спокойствия и уверенности, радости и смирения.
Смирение настоятеля храма и благочинного Вилейского округа видно, когда еще подходишь к его дому: очень скромный, небольшой домик и в то же время все ухожено и аккуратно. Чувствуется твердая хозяйская рука, не стремящаяся к излишеству и вычурности, но знающая и любящая порядок во всем. Входишь в дом – та же простота и порядок, уже согретые домашним теплом матушки Марии Михайловны. Молитвенный уголок, теплится лампада, гостя всегда усадят за стол и напоят горячим чаем…
Родился Семен Данилович Матюх 25 марта 1930 года в деревне Рухча I Столинского района Брестской области. Родители – Даниил Тимофеевич и Екатерина Ефимовна были благочестивыми крестьянами, которые своей жизнью научили сына уважать и любить труд, а своей верой с раннего детства заложили твердый фундамент послушания воле Божьей и стремления к горнему миру. Один Бог знал, что сын, родившийся в день преподобного Симеона Нового Богослова и названный в честь этого великого святого, в последующем удостоится научной степени кандидата богословия. В семье были еще один сын и две дочери.
«Вспоминая те детские годы, – говорит отец Симеон, – можно сказать, что это были годы особого духовного подъема в семьях, в нас воспитывались любовь и уважение к православной традиции». В воспитании маленького Семена сыграли немаловажную роль и его деды. Дед, по линии отца, долгое время был старостой церкви, которая находилась совсем рядом – через улицу от дома. «Приходилось часто и в церкви бывать, и на колокольню лазить – ударить лишний раз в колокол, тем более, что у батюшки были такие же сорванцы, как и я в то время. Все вместе бегали, играли и в то же время укреплялись в православном восприятии мира и особом чувстве постоянного присутствия Божия в нашей жизни».
Детское чувство, что Бог близок и без Него ничего не сделаешь, в дальнейшем всю жизнь сопровождает будущего священника, жизнь нелегкую. Школьные годы совпали со временем Великой Отечественной войны: не хватало еды и одежды, приходилось писать на мешковине, нужно было и работать, помогать родителям по хозяйству,и в школу бежать. Но жажда к обучению была непреодолимой. «Отец всегда говорил: неграмотный человек – это человек не своего времени, – вспоминает отец Симеон, – человек должен все знать». В последующем кандидат богословия будет невыразимо благодарен своему отцу, который не только любил сына, но и требовал от него работы над собой, за данную возможность обучения в юные годы и наставление в послушании отцовской воле.
Дисциплина подкреплялась и со стороны деда по материнской линии. «Я у него был любимцем, – продолжает рассказ отец благочинный, – но именно он привил мне навык труда, способность не только видеть работу, но и самому ее делать. Это мне и на приходе всегда помогает». До сих пор любой прихожанин может увидеть восьмидесятилетнего настоятеля храма во время ремонта церкви со шпателем, кисточкой или молотком в руке. Он никогда не стоит в стороне, делает все сам и делает достойно, что не может не вызывать одновременно и удивления, и уважения.
Таким образом, оба деда и отец сыграли более чем важную роль в жизни подрастающего Семена: один был примером бескорыстного и самоотверженного служения в Церкви, искреннего благочестия и преданности делу Божию, второй – любви к труду, порядку, дисциплине, а отец всегда призывал к учебе и совершенству.
Все заложенное в детстве и юности, конечно же, помогало и во время службы в армии вдалеке от родного дома – в городе Ленинокаме в Закавказье. «В армейские годы пришлось побывать в городе Эчмиадзине – самом сердце Армянской церкви, – рассказывает отец Симеон. – Ночевали в доме одного офицера, за стеной дома находились комнаты семинаристов. Офицерская семья очень тепло отзывалась о своих соседях, говоря об их строгой дисциплине, стремлении к обучению и прекрасном церковном пении. Все это нашло живой отклик в моей душе, надолго осталось в памяти». Эта, казалось бы, короткая встреча дала очередной толчок к принятию непростого решения о поступлении в Минскую Духовную семинарию в годы повсеместного гонения на Церковь.
Это было смелым и мужественным решением воистину верующего человека, идущего к определенной цели в своей жизни, – служить Богу и людям. Четыре года обучения в семинарии (1955-1959) подтвердили желание принять священный сан. «В те тяжелые годы не имел страха перед тем, что я избрал, – заключает отец Симеон, – потому что к этому стремился, жаждал понести сей крест служения Церкви. Я не задумывался, что меня ожидает впереди: гонение или спокойствие, полностью полагался на волю Божью». И Господь сторицею воздаст за преданность Его промыслу и всеобъемлющую веру, оградит от ропота и боязни, пошлет мир и душевное удовлетворение, благословит семейную жизнь.
(Продолжение в №22 на ст.3)
Священник Иоанн ЯСЮКЕВИЧ, клирик храма преподобной
Марии Египетской города Вилейки


