Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Лариса Яковюк: За покупками я всегда хожу с тканевой сумкой, не покупаю сувениры, посуду мою мылом или содой

Как помнят заинтересованные читатели, в предыдущем материале, посвященном сбору вторичных ресурсов, мы задались вопросом: можно ли в отдельно взятой семье сократить отходы всяческих видов пластика. Анализ семейной потребительской корзины и поиск информации по данной проблематике убедили меня, что вопрос нужно формулировать по-другому. В конечном итоге интерес вызывает не то, как сократить отходы, но что и зачем мы покупаем. Всё ли это нам нужно? Что руководит нами, когда мы покупаем тот или иной товар – физиологическая необходимость, статус, реклама, традиция?

К диалогу я пригласила вилейчанку Ларису Яковюк,– координатора проектов общественного объединения «Живое партнерство». Она принимает участие в разработке и реализации экологических проектов в Беларуси, общается с экологическими активистами в нашей стране и за рубежом.

Л.Я.

– Лариса, для начала определимся с терминологией – потребление и потребительство. Где граница позитива и переход в негативное качество?

– Люди вынуждены приобретать предметы, удовлетворяющие их естественные потребности в быту, одежде, питании. Но современная экономика устроена таким образом, что для своего роста и развития она создает «ложные» потребности, посредством рекламы уверяет человека в их необходимости и разными способами мотивирует приобретать новые товары. Крупные торговые сети придумывают различные ухищрения, чтобы заманить покупателя. Дисконтные карты, акции  направлены на то, чтобы мы покупали товары именно в этом магазине, а не в каком-то другом. Хитроумные игры типа «на удачу» вынуждают сотни людей покупать ненужный им товар в надежде на иллюзорную удачу.

Так постепенно мы переходим из категории потребления и удовлетворения естественных потребностей в потребительство. Возможность покупки привлекательного товара доставляет нам радость, хотя необходимость такого приобретения часто очень сомнительна. Приобретение подобных покупок не приносит долгожданного счастья, радость оказывается сиюминутной, и мы идём в магазин за новой порцией «удовольствия», становимся зависимыми, невольно реагируя на новые рекламные предложения и многообещающие скидки.

Ответ на вопрос: “кому это выгодно?” лежит на поверхности: в первую очередь это выгодно производителю и торговым компаниям. Чем больше товара мы покупаем, тем больше прибыли получают они. Существуют даже специальные термины: запланированное устаревание товара, запланированный износ. Производитель, вместо того, чтобы делать качественный товар, который будет служить долго, закладывает при производстве механизм, который будет работать на его износ, на его быстрый выход из строя. И всё это для того, чтобы мы скорее приобрели ему замену.

– В условиях тотального воздействия рекламы, сладкоголосо зазывающей к безудержному потреблению, во времена «бери сейчас – плати потом», в которые мы живём, возможно ли быть умеренным в потреблении?

– Наше сознание находится под воздействием прессинга моды,  которая не заботится ни о нашем здоровье, ни о нашем развитии и уж тем более ни о финансовом благополучии, а формируется производителем и направлена исключительно на увеличение его прибыли. Поэтому,стараясь быть в тренде и следовать моде, мы всего лишь обогащаем производителя, неосознанно истощая ресурсы планеты и делая вклад в мусорную свалку.

Стоит глубже над этим задуматься и тогда совершенно по-другому относишься к вещам, их качеству и количеству. Покупать разумно и только то, что нам действительно нужно – сегодня это большое искусство, которое приходится воспитывать в себе, чтобы не создавать ненужного хлама ни в своем доме, ни на свалках.

– Какие законодательные и общественные инициативы в нашей стране, на Ваш взгляд, имеют существенное значение для экологизации общественного сознания?

– Таких примеров достаточно много. Все организации используют офисную бумагу, которая изготавливается из первичной целлюлозы и для отбеливания которой часто используют хлор –  вещество, вредное для окружающей среды и человека. На прилавках белорусских магазинов практически невозможно найти офисную бумагу, произведенную из вторичного сырья. А вот в Германии, например, это широко распространено. Изготовленная из макулатуры бумага, школьные тетради, блокноты, книга имеют отличительный значок «Recycled», указывающий на повторную переработку сырья.

Пять-шесть лет назад в Беларуси такую бумагу можно было заказать только большой партией.  Экологические общественные организации кооперировались и сообща заказывали партию этой бумаги. Таким образом формировался спрос, на который постепенно откликались сначала импортеры, а теперь об этом начинают задумываться и белорусские производители.

Мне очень нравятся молодежные экологически дружественные инициативы, которые развиваются благодаря социальным сетям. Например, группа на фэйсбуке «Отдам даром», где участники предлагают различные вещи от мебели и бытовой техники до ниток и иголок, которые хозяевам уже не нужны, а кому-то ещё могут пригодиться. Люди избавляются от ненужных вещей, но при этом вещи не попадают на свалку, а просто «меняют хозяев».

Ещё одна интересная инициатива – сообщество, в котором практикуется совместное пользование некоторыми, как правило, редко используемыми, вещами. Это могут быть мотоблок, пила, электроинструмент или даже видеокамера, т.е. вещи, которые дорого стоят, но нужны бывают один-два раза в год. Такой подход, во-первых, экономит финансы членов группы, во-вторых, сокращает потребность в производстве большого количества однотипного товара. И людям хорошо, и природе спокойнее.

Последняя новость из этой категории – раздача еды, у которой заканчивается срок годности. Такая инициатива легко может работать как в большом городе, так и в маленьком населённом пункте. Магазины, рестораны, предприниматели в социальных сетях дают объявления об имеющейся партии товаров, которые через день-два должны будут уехать на свалку, хотя вполне пригодны к употреблению. Дома престарелых, приюты, многодетные семьи и любые нуждающиеся могут приехать и забрать эти продукты совершенно бесплатно.

– А антипримеры?

– Среди законодательных инициатив, к сожалению, у нас чаще можно встретить решения неэкологического оттенка. Проявляя мнимую заботу о людях, у нас часто закрывают глаза на здравый смысл. С недавнего времени по указанию санэпидемстанции  учреждения образования обязаны обеспечить питьевой режим для учащихся. В школах установлены кулеры (большие ёмкости) с водой, к которым прилагается упаковка одноразовых пластиковых стаканчиков. Если ребёнку захотелось пить, он наполняет стаканчик водой, делает несколько глотков и использованный стакан выбрасывает в мусорницу. Посчитаем. Допустим в классе 20 учеников, если каждый из них в среднем два раза в день выпьет воды, то за день в урне соберётся 40 использованных стаканчиков. В городской школе как минимум 22 класса (по 2 класса в каждой параллели), умножаем на 40 стаканов за день, получаем 880 стаканов в мусорнице. За неделю это число увеличивается соответственно, как минимум, в 5 раз. А ведь одноразовая посуда выполнена из пластика, не подлежащего переработке.  Значит,  все стаканчики, из которых сделали пару глотков чистой воды, неизбежно попадут на полигон отходов! Следует уточнить, финансовые затраты на приобретение стаканчиков, кулеров, регулярную их замену несут, конечно же, родители учащихся. Только почему-то без особого вдохновения, наверно, не понимая законодательного блага, инициированного гигиенистами.

Не раз слышала от знакомых, имеющих детей школьного возраста, о попытках более разумно решить данную проблему с администрацией школы. Например, в начальных классах все уроки у детей проходят в одной аудитории. Каждый ребёнок может принести в школу именную кружку. Все 20 кружек учеников одного класса легко можно поставить в шкафу или на специальных полочках. И проблема с большим количеством ежедневно образующегося пластикового мусора решается. Думаю, вместо того, чтобы ежемесячно сдавать деньги на стаканчики и воду, родители учащихся с большим энтузиазмом и меньшими финансовыми затратами приобрели бы для своих чад небольшую металлическую или многоразовую пластиковую бутылку и дома наполнили бы её водой.
– Вы много лет связаны с экологической тематикой, как изменился ваш быт? Какие рекомендации Вы могли бы дать всем, кто решился пересмотреть свое отношение к покупкам?

– За покупками я всегда хожу с тканевой сумкой, стараюсь вынести из магазина как можно меньше «бесплатных» пакетиков. Упаковочные полиэтиленовые пакеты, в которых приношу домой фрукты, овощи и другие продукты использую для сбора мусора. Благодаря такому подходу отпала потребность приобретать специальные пакеты для мусора.

Стараюсь не покупать дешевые китайские товары, особенно обувь и одежду. Отдаю предпочтение качественным товарам, насколько это позволяет моё финансовое состояние.

Я не покупаю сувениры. Считаю это совершенно бессмысленной вещью, особенно когда речь идет о подарках, так называемых знаках внимания,к праздникам: магнитики, статуэтки с символом года, брелоки для ключей и т.п. Чаще всего такой, ни к чему не обязывающий подарок, не приносит радости получателю и очень скоро передаривается другому или оказывается среди мусора.

Дома стараюсь минимизировать количество бытовой химии. Так, для мытья посуды использую хозяйственное мыло и соду. Мыло отмывает нагоревшие пятна на сковороде и кастрюлях значительно лучше, чем любая дорогостоящая жидкость из красочной бутылочки. В результате и посуда чистая, и «изысканная» химия не остаётся на тарелках и не попадает в пищу, и отходов от упаковки значительно меньше. Про финансовую выгоду и говорить не приходится.

Отказалась от использования жидкого мыла в пользу обычного кускового. Во-первых, жидкое мыло имеет значительно больший расход. Порции мыла, которая выплескивается дозатором, хватило бы для мытья рук десятерым человекам. Во-вторых, пластиковые бутылочки, в которых расфасовано жидкое мыло, увеличивают горы пластикового мусора. В частности, дозатор не попадает на переработку, так как в его конструкцию встроена металлическая пружина.  И ещё один немаловажный аспект – обычное мыло значительно быстрее смывается с рук, требуя меньшего количества воды, чем синтетическое жидкое мыло. Таким образом, приобретая жидкое мыло, мы отдаем предпочтение моде и сиюминутному удобству, жертвуя при этом деньгами, здоровьем, ресурсом планеты и увеличивая количество отходов.

Ирина ТРУБАЧ

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 133 queries