Мировой опыт показывает, что все же какие бы усилия ни прилагали государства, ни одно из них не в силах полностью избавиться от коррупции. А вот минимизировать это явление можно.
Сообщения в средствах массовой информации о задержании очередного коррупционера приходят чуть ли не ежедневно. Если обратиться к статистике, то в 2017 году по статье 430 Уголовного кодекса «Получение взятки» было зафиксировано 736 преступлений, в 2018-м – почти в три раза больше, а итоги этого года будут ещё более неутешительными. К сожалению, большая часть граждан воспринимает коррупцию лишь как получение взятки. А отсюда, в понятии многих, что если не беру взяток – значит и не коррупционер. Но оказывается, что «погореть» можно и на другом.
В Вилейском районе проводится целенаправленная работа по противодействию и профилактике коррупции в рамках выполнения требований Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» и других нормативных правовых актов. В этом году на выездном заседании комиссии по противодействию коррупции Вилейского районного исполнительного комитета, которое прошло на базе ОАО «Вилейский райагросервис», рассматривались вопросы противодействия коррупционным проявлениям по разным аспектам деятельности организаций.
Так, на повестке дня были вопросы анализа проведения конкурентных процедур закупок сельскохозяйственной техники и деталей к ней, семян и химикатов сельскохозяйственными предприятиями района, проведение мониторинга соблюдения арендаторами условий договоров аренды в целях выявления фактов использования имущества, не переданного в аренду, неполного или несвоевременного перечисления арендной платы и других нарушений законодательства об аренде. А ведь это и есть та «почва», на которой может быть прослежено проявление коррупции. Порой, как доводит нам информация комитета госконтроля, сельхозпредприятия закупают семена, химикаты, ветпрепараты и многое другое у фирм-посредников в 2–2,5 раза дороже реальной их стоимости. Итогом этого, при проведении проверок, является выявление больших сумм переплат и возбуждение уголовных дел по статье «Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями».
Возможное наказание в этом случае – до 12 лет лишения свободы. И уже заранее известно, что виновные лица отсидят, как говорится, от звонка до звонка. На вопрос «почему?» можно ответить, что 10 мая 2019 года был подписан Декрет № 3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией». Он гласит, что не подлежат представлению к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким осужденные за коррупционные преступления. А дальше перечисляются все статьи Уголовного кодекса, относящиеся к этой сфере. Кроме хищения путем злоупотребления служебными полномочиями, сюда попадают: легализация средств, полученных преступным путем, незаконное участие в предпринимательской деятельности, злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти с целью получения выгоды и, безусловно, взятки.
Не секрет, что чаще всего взятки чиновникам или руководителям государственных организаций дают представители частных компаний. Не раз звучали предложения, что необходимо сделать дачу подобной «благодарности» невыгодной. Например, ввести ответственность юридического лица за коррупцию – налагая на частные фирмы штрафы, в разы превышающие размер взяток. Допустим, дали 5 тысяч – заплатите 50 тысяч в казну. И самим будет обременительно, и другим не повадно.
Борьба с коррупцией в Республике Беларусь является важнейшей государственной задачей, где сформирована принципиальная позиция государства по противодействию коррупции и ее преступным проявлениям. Многое сделано и делается у нас в стране в отношении профилактики и недопущения коррупционных проявлений. Так, в частности, в Вилейском районе строго прослеживается порядок подбора кадров на руководящие и иные должности, сопряженные со значительными коррупционными рисками, принимаются кадровые решения в отношении руководителей государственных организаций с учетом оценки эффективности их работы по противодействию коррупции, усиливается контроль за соблюдением государственными служащими антикоррупционных ограничений и запретов, установленных законами «О государственной службе в Республике Беларусь» и «О борьбе с коррупцией» и так далее.
Главное помнить – коррупцию легче предупредить, чем с ней бороться.
Сергей ГОНЧАР