Путь человека творческого почти всегда тернист и извилист. Вот и жизненный пример Леонида Курца – об этом же. Он был в кафе барменом, работал в команде известных режиссёров над фильмами «Побег из ГУЛАГа» и «Бабий Яр», мог уехать в Москву, но остался в Вилейке, о чем нимало не жалеет. Сейчас он руководит телестудией Вилейского государственного колледжа «Кола ТВ», является режиссером детской театральной студии «Талантики» при Дворце культуры, пишет музыкальные аранжировки для спектаклей, выступает в качестве ведущего различных мероприятий. А кроме этого Леонид Курц играет на нескольких инструментах, воспитывает младшего сына, успевает следить за новинками своего любимого Стивена Кинга и перечитывает не менее любимого Николая Гоголя.
В воскресенье Леонид Курц будет отмечать профессиональный праздник – День работника культуры.
– Нечестно как-то получается: ко всем профессиональным праздникам мы, работники сферы культуры, готовим торжества и концерты, а для нас кто? – шутит Леонид. И философствует, что праздник-то могут отмечать все: «Не только те, кто причастен к созданию творческого продукта, но и те, для кого он создается, кто его «лицезреет». А вот буду ли я отмечать свой профессиональный праздник и как,этого я пока не знаю. Импровизация. Но вот, пользуясь случаем, поздравляю коллег по ремеслу и хочу пожелать крепкого здоровья, материального благополучия и творческого воодушевления.
– Какой из видов искусств Вам ближе?
– Мне близко всё, к чему сложилось по жизни прикоснуться. Пожалуй, не занимался я только живописью. Музыкой – да. Я играл в ВИА, даже в армейском оркестре, при том, что у меня нет музыкального образования. И сейчас сочиняю музыку для спектаклей «Талантиков». Театром – да. Был и актером, и режиссёром. Кино – да. Прошел там много разных ступенек, закончил помощником режиссёра, но дальше развивать эту тему не стал – нужно было получать дополнительное образование, ехать в Москву. Мне всем этим нравится заниматься, я получаю удовольствие от процесса в каждой из этих сфер. А еще интересно заниматься и видеосъемкой, и монтажом, и быть шоуменом тоже увлекательно.
– Расскажите историю про кино? И почему всё-таки не пошли по этой стезе?
– Фильмы «Бабий Яр» (реж. ДжефКэнью, 2003 г.) и «Побег из Гулага» (реж. Харди Мартинс, 2001 г.) снимались в Беларуси. Как раз в то время я учился в институте культуры – завершал гештальт, ведь сразу после армии, поступив туда, я проучился три года и бросил. Так вот, нам предложили поучаствовать в съемках, и я воспользовался такой возможностью. Функции у меня были разные. Это был хороший опыт. Я наблюдал, как действуют режиссёры, как они организуют репетиционный процесс, как выстраивают работу с актёрами. Еще был опыт записи детских радиоспектаклей. Всё это мне очень пригодилось и до сих пор используется в моей нынешней деятельности.
Почему не стал заниматься кино дальше? Стало ясно, что не хватает образования, нужно было ехать в первопрестольную, но я рассудил иначе и остался в Вилейке. Для меня и здесь хватает интересной работы. Я рад, что живу и работаю здесь.
– А театр как появился в Вашей судьбе?
– Впервые я случайно попал на репетицию нашего самодеятельного театра в далеком 1986. И режиссер Юрий Мороз дал мне роль в спектакле «Таблетка под язык» А. Макаенка. Потом была армия. По возвращении я пришел опять уже к другому режиссеру – Виктору Ровдо. И мы ставили «Свалку» А. Дударева. Это было время перестройки, в воздухе витали новые идеи, и они касались всего, включая театр. Пьеса была новаторской: минимум декораций, социально актуальная тема, и даже лексика героев была необычной – в ней присутствовала ненормативная лексика (ограничено, конечно, но для тех времен это была диковинка). Спектакль прошел на «ура» в Вилейке, но наш зритель всегда тепло принимает самодеятельных артистов. Успешно мы с ним объездили много городов, и я даже был награжден за лучшую мужскую роль. Так, я «влюбился» в театр. На всю жизнь. Потом был мой молодежный театральный проект «Поехали». Он существовал в рамках народного самодеятельного театра, но объединял молодых людей. Считаю, что для театра принципиально важно актерское обновление. Важно, потому что театр должен оставаться интересным современному зрителю, а для этого ему придется идти в ногу со временем и внедрять неким образом то новое, что принесли миру информационные технологии.
– И как это может коснуться самодеятельного театра?
– Оно уже коснулось. Дети – актеры «Талантиков» – разучивают тексты со смартфона. Представьте, им уже не нужно переписывать роли, достаточно просто скачать с нашей страницы в социальных сетях. Но это касается технической стороны дела. Например, сейчас появилась возможность сохранить каждый новый спектакль для истории. Мы вот тоже засняли нашу нынешнюю студийную работу «Емеля-2017». На деле это означает, что коль камера пришла на сцену, то этот факт существенно влияет на постановку. Режиссер уже старается выставить сцены таким образом, чтобы камера максимально точно передала чувства и эмоции. Помните старые телеспектакли? Обычно камера фиксировала только двигающиеся фигуры актеров, и зритель довольствовался лишь диалогами. В то время как теперь есть возможность увидеть и эмоции. Есть возможность совершенствовать и декорации, внедряя самые современные технические средства. Словом, технологии меняют и театр.
– Вас не беспокоит, что дети сидят в гаджетах?
– Нисколько. На репетиции ребенок увлечен смартфоном, да, теперь это так. Это признак современности. Говорю: «У тебя 3 минуты, потом твой выход», через 2.58 минуты он уже готов и приступает к работе. Мне кажется, что проблема несколько надумана. Мы, взрослые, завышаем претензии к детям. А вообще, проблемы отцов и детей существовали всегда. В мою молодость нами также были не довольны наши родители. А дети всегда хорошие.
– Леонид Генрихович, вот помимо четкой цели – подготовить спектакль с ребятами-студийцами – Вы ставите перед собой задачу научить детей разбираться в искусстве или хотя бы заинтересовать каким-то направлением. Лепите человека культурного? В самом широком понимании слова “культура”…
– Учитель? Наставник? (Улыбается и жестикулирует). Пожалуй, я так про себя не думаю. Каких-то сверхзадач по воспитанию и образованию ребят у меня нет. Скажу так, я делюсь с ними опытом. Вот попадаются интересные темы, статьи, фильмы, а я по мере возможности стараюсь быть в курсе, благо теперь много открытых ресурсов, не то что раньше, когда за спецлитературой приходилось в прямом смысле гоняться. Тем, что интересно мне, обязательно делюсь с ребятами – у нас для этого страничка в социальных сетях. Среди ребят, с которыми за годы существования театральной студии я соприкоснулся, есть те, кто стал профессиональным актером, кто работает на телевидении. И я рад, что наши занятия помогли сделать выбор. К тому же общение с детьми – процесс обоюдополезный, от них я тоже многому учусь, они для меня – источник идей и, быть может, вдохновения.
Ирина ТРУБАЧ.
Фото из личного архива Леонида КУРЦА