Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Как противостоять «гипнозу» по телефону?

В СМИ немало сведений о схемах действий кибермошенников. Но люди все равно попадают в их сети. О том, с какими случаями кибермошенничества столкнулись вилейчане, и как уберечь свои средства, наш корреспондент узнал в Центре банковских услуг №632 г. Вилейки ОАО «АСБ Беларусбанк»

На потенциальную жертву мошенники выходят через популярные слабозащищенные мессенджеры, представляясь при этом «сотрудниками банка», «сотрудниками милиции», работниками «службы безопасности» и т. д. А дальше просят установить якобы «программное обеспечение», которое защитит ваши средства. Но на самом деле это позволяет злоумышленникам получить доступ к вашим данным, которые вы покорно вводите сами. Они применяют методы психологического воздействия: поторапливают, угрожают, запугивают либо кричат.

Настоящий сотрудник банка никогда не потребует персональную информацию клиента по телефону, а пригласит его в отделение банка. Если вам в вайбере звонит незнакомый номер – даже не пытайтесь разговаривать. Вам это не нужно, не отвечайте, отключите телефон и больше вам перезванивать не будут. Если трубку вы все-таки подняли, то будьте готовы, что незнакомец будет настойчив, будет уговаривать и кричать, поверьте, не каждому удается противостоять их напору. Люди буквально находятся под гипнозом. Поэтому прекратите разговор, не вступайте в диалог. Если же у вас возникли сомнения, обратитесь за помощью в банк.

Способов общения кибермошенников со своими потенциальными жертвами множество, а цель одна – хищение денежных средств с банковских карт.

Изначально интернет-мошенники обладают лишь некоторыми сведениями о потенциальной жертве, детали узнают по ходу разговора. Собеседник представляется сотрудником высшего ранга «министерства, департамента, службы безопасности банка, головного офиса и т. д.», называя вымышленную фамилию. Далее сообщает, что с вашим банковским счетом неизвестные пытаются осуществить какие-то подозрительные операции, например, кто-то осуществил заявку на кредит по вашим паспортным данным, либо предлагают перевести деньги на другой «безопасный» счет; вам говорят, что с вашего счета уже списаны деньги и спасти их можно в считанные минуты или от вашего имени направлена заявка на кредит и нужно срочно ее отменить; на ваш счет ошибочно зачислен перевод, его нужно вернуть. Также под видом «благородного дела» мошенники заставляют брать кредиты для того, чтобы выявить «коррупцию» в банковской сфере, присылая фото удостоверений якобы «сотрудников банка». После чего собеседник, используя различные психологические методы, будет на вас давить, запугивать и принуждать принимать решения максимально быстро. В подобных ситуациях, растерявшись, некоторые граждане следуют указаниям злоумышленников.

В банке комментируют:

– Вот обращался мужчина в наш банк и просил выписку с номера счета, оформив кредит в другом банке. Сотрудники банка интересуются для каких целей. Мужчина отвечает, что ему необходим кредит на ремонт. Сотрудники банка всегда предлагают своим клиентам застраховать карту, информируют о случаях мошенничества. Мужчина решил застраховать карту, а на следующий день пришел с милицией, мошенники требовали реквизиты его карты. Банк заблокировал карту, снял со счета деньги, которыми мужчина погасил кредит. В итоге мужчина переплатил 300 рублей за один день пользования кредитом в коммерческом банке. Вовремя сообразил, можно сказать, отделался легким испугом…

Сотрудники банка никогда не будут интересоваться вашими личными данными либо запрашивать какие-либо коды или номера. Реквизиты карты, коды доступа, логин и пароль для интернет- и мобильного банкинга никому нельзя передавать. Плюс должна быть двухуровневая система идентификации.

Запомните следующее

Если у вас возникли вопросы с банковской картой или банковским счетом, позвоните по номеру «горячей линии» банка, указанному на официальном сайте или банковской карте, либо обратитесь в ближайшее отделение банка.
Ни в коем случае никому не сообщайте подробную информацию о своей банковской карте, а именно: номер карты, PIN-код, кодовое слово, CVV (3 цифры с обратной стороны карты), SMS-код, полученный от банка.

Остерегайтесь неожиданных или необычных сообщений по электронной почте и сообщений, полученных через мессенджеры. Никогда не открывайте вложения и не переходите по ссылкам в таких сообщениях. Перейдя по ссылке от незнакомца, вы подвергаете опасности свои данные и финансы. В социальных сетях подключите услугу дополнительной защиты – «двухфакторную аутентификацию», которая представляет собой отправку кода на ваш мобильный телефон, в дальнейшем его нужно будет прописывать в соответствующую графу.

При использовании известных сайтов обращайте внимание на их внешний вид: возможно, вы зашли на поддельную страницу. Вводите личную информацию только на веб-сайтах, работающих с использованием защищенных протоколов. С осторожностью относитесь к письмам, в которых запрашиваются данные счетов, платежных карточек и паспорта, номера телефона. Никогда не отправляйте финансовую информацию по незащищенным интернет-каналам.

При поступлении сообщений от знакомых, содержащих побуждение к осуществлению финансовых операций либо передаче финансовых данных, обязательно проверяйте информацию с использованием других каналов связи (телефонный звонок, мессенджер, поддерживающий голосовую связь). В крайнем случае идентифицируйте личность собеседника путем задачи контрольных вопросов, ответы на которые не могут быть известны третьим лицам.

Рассказывайте о новых способах противоправных действий пожилым и несовершеннолетним родственникам. Родителям необходимо регулярно посещать страницы в социальных сетях, принадлежащие их детям.

Елизавета ТИКОТО/Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 147 queries