29 сентября в 18.00 экипаж заступил на дежурство. Места в служебной «Opel» заняли Максим Ситников, инспектор ДПС ОГАИ Вилейского РОВД, старший лейтенант, и Дмитрий Садовский, старший инспектор группы кадров, лейтенант милиции Вилейского РОВД. Экипаж готов среагировать на любую ситуацию, однако главным образом сегодня ориентируется на выявление пьяных водителей. На территории Вилейского района 29 и 30 сентября Госавтоинспекция проводила профилактическую акцию «Трезвый водитель».
Встречаются ли такие на дорогах? Встречаются, это не секрет. Ежегодно на территории Минской области 5-10 % ДТП совершается водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Проведение подобных профилактических мероприятий – не редкость в районе. Главная акции цель – снижение тяжести последствий ДТП и повышение культуры участников дорожного движения. Во время рейдов задача сотрудников ГАИ выявлять автомобилистов, которые находятся за рулем в нетрезвом состоянии и исключать их из транспортного потока для предотвращения ДТП.
– На что-то особенное не рассчитывайте, – без всякого сожаления говорит мне Максим Ситников. – Всякое, конечно, бывает, но раз на раз не приходится. Бывает, что за целое дежурство ни одного пьяного водителя, а бывает, что несколько.
Несколько мне и не нужно. Но в то, что не произойдет ничего особенного, верилось с трудом. Как оказалось – зря.
Первый нарушитель ждать себя не заставил. По улице Привокзальная пешеход двигается по неосвещенному участку дороги без опознавательных элементов, а это нарушение (ст. 18.23,ч.1: нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средство). Но на этот раз пешеход отделался официальным предупреждением, в следующий раз его за аналогичное нарушение ожидает штраф.
– «Быть светящимся» нужно вовсе не для для красоты или во избежание штрафа, а, в первую очередь, для собственной безопасности, – говорит инспектор. – И набивший всем оскомину призыв покупать и носить фликеры, как правило, работает в повседневной жизни: водитель издалека видит «светящегося» человека, и у него есть время на раздумья и, что самое главное, принятие решения. А ведь многие пешеходы считают требование носить фликеры прихотью сотрудников ГАИ. И уверены: водитель заметит их в свете фар даже без световозвращающего элемента.
– Люди, которые идут по тротуару,обязаны его носить? – интересуюсь у инспектора. – По правилам дорожного движения – нет. А вот, если пешеход движется по краю проезжей части дороги, то необходимо обозначить себя в темноте. Рекомендован фликер и при пересечении проезжей части. Поэтому лучше всё-таки световозвращателем вооружиться, ведь так или иначе дорогу придётся переходить.
– ДТП так и случаются: пешеход расслабленно идет по проезжей части неосвещенной дороги, водитель тоже едет в полной уверенности, что на дороге никого нет, – продолжает Максим Ситников. – В последний момент водитель видит силуэт человека, но затормозить уже не успевает. А пешеход в состоянии алкогольного опьянения вообще отдельная история. Для водителей это один из самых непредсказуемых участников дорожного движения. Он может резко повернуть или просто стать на проезжей части, а может упасть под колеса проезжающего автомобиля.
Едем дальше. По улице Стахановская инспектор обращает внимание на машину, которая двигается по проезжей части без наклейки о том, что пройден техосмотр. Парень 1996 г.р. имеет небольшой водительский опыт и только одно нарушение – ПДД трехлетней давности. Но его автомобиль не имеет действующего техосмотра.
– Все никак не можем починить, три дня мучались – говорит парень. – А ездить нужно. Обязательно скоро пройдем.
– На первый раз предупреждение, – говорит инспектор и отпускает молодого водителя. – Не похож он на злостного нарушителя.
– Наказание за отсутствующий техосмотр – штраф от 1 до 3 б.в. (23 — 69 бел.руб.) или предупреждение, – говорит инспектор. – Самые распространенные оправдания водителей, не прошедших его, – «нет денег», «не успел пройти», «нужен ремонт». Но встречаются и те, кто не хочет платить принципиально.
Всего за этот рейд удалось выявить четыре нарушения по ст. 18.12 ч.5 – управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр. Но зато «по пьяным водителям» рейд принёс положительный результат: ни одного водителя, который бы управлял транспортным средством в состоянии опьянения.
– Вот видите, на этот раз обошлось без пьяных за рулем, – подытоживает Максим Ситников. Хотя в последнее время, несмотря на усиленное внимание милиции к нетрезвым нарушителям, они все ещё регулярно появляются на дорогах.
На часах за полночь. Экипаж едет в отдел ГАИ, оформляет все необходимые бумаги. За рейд они проверили более 30 автомобилей,выявили 6 нарушений ПДД: 1 пешеход без светоотражающих элементов, 1 – без документов, предусмотренных ПДД и 4 нарушения по ст. 18.12 ч.5 – управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр.
– Только с начала 2017 года на автодорогах Вилейского района зарегистрировано 23 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1 человек погиб, 28 человек получили телесные повреждения, 6 ДТП совершили водители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, – отметил Егор Кузмичев, старший госавтоинспектор ОГАИ Вилейского РОВД. – Стоит знать, что за вождение под градусом нарушителю грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 50 до 100 б. в. с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года, а повторное в течение года управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения влечет уже уголовную ответственность со всеми вытекающими последствиями.
Екатерина КАРПИК.
Фото автора