Чтобы навести порядок на наших дорогах, нет необходимости менять президентов, избирать новый парламент, создавать общественные политические партии и прочее. Уже более двадцати лет это все у нас есть. Также у нас есть высокие штрафные санкции, приличные дороги, но вот проблема с ДТП остается. Не секрет, автомобилей с каждым днем меньше не становится. Да никто и не против, чтобы средства передвижения приобретали как можно большее количество людей. Но тревожит каждое ДТП, гибель людей, постоянное нарушение правил движения. А ведь культура вождения – это основа безопасности.
Если изучить статистику, станет ясно, что основная вина за происшествия ложится на водителей. Большая часть из них, к сожалению, не считает нарушением сесть за руль в нетрезвом состоянии, проехать на красный свет, сделать обгон по сплошной линии, ездить на большой скорости по городским улицам. В прошлом году в Минске, по дороге на работу, мою подругу Жанну прямо на пешеходном переходе сбила машина. Дело было в семь часов утра, стоял легкий туман. В результате с многочисленными переломами и черепно-мозговой травмой она ни одну неделю провела в больнице. Кто виноват? Туман? А может, все-таки водитель, который гнал, чтобы не опоздать на работу? Кстати, водитель оказался вчерашним учеником автошколы, с опытом вождения чуть больше трех месяцев. Теперь девушка уверена, что обучение вождению должно быть более длительным и серьезным, нежели в настоящее время.
– Кроме правил дорожного движения на курсах водителей, которых развелось больше, чем машин, должны ввести особой графой такой предмет, как культура вождения, – уверенна Жанна. – Ведь если вслушаться в цифры сводок ГАИ, становится просто жутко. И войны нет, а сегодня, в мирное время, гибнет столько людей.
Жанна права. Госавтоинспекция бьет тревогу: на дорогах страны по-прежнему гибнет очень много людей. Причем во многих случаях по собственной вине. Причины большинства ДТП одни и те же: то не пристегнутый ремнем безопасности водитель на крутом повороте не сбавит скорость и на полном ходу угодит в кювет, то «замаскированный» в темноте пешеход, минуя «зебру», выскочит прямо под колеса многотонного грузовика.
– Низкая транспортная дисциплина водителей и пешеходов – основная причина дорожно-транспортных происшествий, – утверждает Андрей Дерюга, инспектор дорожно-патрульной службы ГАИ Вилейского РОВД. – За неполных десять месяцев этого года на дорогах Минской области произошло 640 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 123 человека, а 75 получили ранения разной степени тяжести. В Вилейском районе за аналогичный период произошло 17 ДТП. Погибли 4 человека, а 17 получили ранения. Высокий уровень аварийности и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий в Минском регионе свидетельствует все-таки о низкой культуре участников дорожного движения.
– Глубоко уверен, что как минимум 99% аварий можно избежать, всего лишь подумав головой, – говорит вилейчанин и водитель с пятилетним стажем Николай. – Когда читаешь, как кто-то выехал на встречку, проехал на красный, не пропустил «лютого врага со встречного направления», пилотировал на запредельных скоростях в потоке, то мне всегда хочется задать вопрос людям: что побуждает так делать? Причем, не важно, один ты в машине или нет, – вокруг тебя еще десятки людей. Чем они заслужили подвержение себя смертельной опасности? О пьяных за рулем вообще страшно говорить – нет никакого оправдания таким людям, ни при каких условиях! Водители также не уважают пешеходов, но при этом забывают, что сами ими периодически являются. Пешеходы в ответ не уважают водителей и так далее по цепочке. На пьющих водителях хотелось бы остановиться отдельно. Пьяный за рулем – не нарушитель, а преступник, а потому и судить его нужно как преступника со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Александр Дурейко, мастер производственного обучения Вилейской РОС ДОСААФ, за рулем более тридцати лет. И почти все тридцать обучает вождению других. Культуре водителей за рулем на дорогах Вилейки, мягко говоря, дает невысокую оценку.
– В середине 80-х годов транспорта на дорогах было значительно меньше. Водители, что называется, находились дальше друг от друга. Существовала и определенная культура поведения. Сейчас ситуация на дорогах немного изменилась, – говорит Александр Леонидович. – Согласен, за последние несколько лет мы шагнули далеко вперед в плане организации дорожного движения, развития национального законодательства и привития культуры вождения. Положительные тенденции имеются, но их следует еще развивать и развивать. Уверен: большинство наших водителей – нормальные законопослушные граждане. Однако есть определенная категория, пытающаяся выразить свои амбиции и эмоции на дороге. В основном это неопытные водители, недавно севшие за руль, и те, которые в силу своего молодого возраста не совсем осознают жизненные приоритеты и понимают дорожные правила. Также часто нарушают и те, кто за рулем уже много лет, у кого, так сказать, еще «старая школа» вождения. Те просто-напросто забывают дорожные правила.
По словам Александра Дурейко, главное правило на дороге – это сохранять спокойствие.
– В любой ситуации, чтобы не случилось, нужно стараться быть спокойным – это поможет лучше соображать даже в экстренной ситуации, когда решения нужно принимать быстро. Второе правило – «не уверен – не маневрируй», ведь именно частые маневрирования становятся причиной ДТП. Также хорошо народное правило трех «Д»: Дай Дорогу Дураку. Не стоит никого ничему учить, просто следите за собой и своим поведением. Нельзя никуда спешить, еще раз напомню, что «спешить за рулём можно только в одно место». Также важно помнить, что дорога – это просто дорога, это не война, не соревнование, не поединок, не место, где можно кому-то что-то доказать. Если каждый будет относиться к другому так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, миролюбивых автомобилистов станет больше. И важно помнить, что всех участников движения дома ждут дети, родители и любимые люди.
P.S. К вопросу, как избавиться от дураков на дорогах, многие из нас относятся философски: одни утверждают, что только смена поколений спасет ситуацию, а кто-то уверен: только долгий тюремный срок убедит водителя задуматься, прежде,чем тот сядет нетрезвым за руль. А ведь скорее, надо начать с себя и не оставаться равнодушным, когда трясущейся рукой водитель пытается открыть дверь авто, когда на жуткой скорости мимо вас проносится машина. И тогда может получится так, что не пройдя мимо, мы спасем чью-то жизнь.
Екатерина КАРПИК