Шлях Перамогі

Вилейская районная газета

Ирина НОВИК: «В танец нужно вложить душу»

О том, когда танец становится частью жизни, а работа совпадает с увлечением, в интервью корреспонденту «ШП» рассказала руководитель ансамбля танца «Карагод» при Вилейской гимназии №2 Ирина Новик. Она сцене с детства и уверена, что танцы не только учат красиво двигаться, но и воспитывают характер.

– Ира, расскажи, как и когда танцы появились в твоей жизни?

– Практически с рождения. В 7 месяцев, еще не умея ходить, я держалась за кузов коляски и прыгала в такт музыке. По телевизору просто обожала смотреть балет, танцевала вместе с артистами в телевизоре. Любимой балериной была Майя Плисецкая, а балетом – «Жизель». Позже меня даже пригласили в балетную школу, но тогда мама испугалась, что ребенок будет жить далеко от дома.

– Не пожалела о том, что не стала балериной?

– Пожалела. И неоднократно! Я чувствовала, что смогу. Мама мне говорила: «А вдруг ты танцевала бы во втором составе?», но для меня это, честно говоря, было слабым утешением.

– Почему надо заниматься танцами? Что даёт танец человеку?

– На мой взгляд, свободный танец-импровизация дает человеку возможность выразить эмоции, а иногда даже освободиться от лишних эмоций – «вытанцевать» агрессию, обиды и даже озлобленность. Это не моя личная выдумка, а многолетний опыт исследований в этой сфере. Занятия на более профессиональном уровне, например, в коллективе, развивают еще и пластику, укрепляют здоровье, у человека появляется возможность для самовыражения. Поскольку опыт преподавания достаточно велик, могу сказать, что занятия танцами повышают настроение у людей абсолютно любого возраста, а также воспитывают характер.

– Расскажи об ансамбле «Карагод». Как давно ты им руководишь?

– «Карагод» существует на базе гимназии №2 с 2005 года, с этого времени им и руковожу. Ансамбль – это всегда довольно большой коллектив, поделенный на подгруппы, их, как правило, около десяти. Среди них можно выделить три возрастные – младшая, средняя и старшая. У каждой подгруппы свой репертуар и интересы – зависит от возраста и предпочтений. Но абсолютно всем нравится выступать на концертах, ездить за пределы города и радовать зрителей своим творчеством.

– Как и где ансамбль «Карагод» отметил Международный день танца, который отмечался 29 апреля?

– Отметили просто замечательно! Даже и не думали, что будет так здорово! Отправились на весенний бал Солигорщины «Апрельская радость». Долго готовились, выбирали бальные платья, искали перчатки, учили танцы, а их было более пятнадцати. Замечательный праздник, на котором, прежде всего, царит атмосфера взаимного уважения, где кавалеры и леди ведут себя подобающим образом, придерживаясь правил этикета. Праздник состоял из трех отделений и закончился салютом.

– Как проходят занятия в ансамбле?

– Поскольку наш ансамбль танца существует при гимназии, занятия проходят в соответствии с требованиями к проведению урока, хотя, конечно, у моих уроков есть свои особенности, например, урок заканчивается и начинается поклоном. Дети также придерживаются определенного дресс-кода – обязательны чешки, купальники либо майки и леггинсы. Еще особенность уроков – на них мы не только танцуем, но и играем с младшими детками, поскольку некоторые элементы танца им проще постичь в игровой форме – поклоны, позиции, стретчинг (растяжка). Ещё приветствую творческие задумки детей, когда они предлагают свои идеи – это позволяет им творчески мыслить, развиваться, импровизировать.

– Что тебя вдохновляет на создание новых танцевальных номеров?

– Да что угодно: солнышко, красивая мелодия, интересные люди. Но чтобы танец получился действительно хорошим, нужно вложить в него душу. А еще когда сочиняю танец, то представляю детей, которые будут его танцевать – это тоже очень важно.

– Моя подружка в детстве ходила в танцевальный кружок со слезами на глазах, родители заставляли. Как мотивировать ребёнка, чтобы он сам захотел заниматься?

– Родители могут говорить что угодно: это красиво, престижно, ты будешь маленькой звездочкой, ты будешь стройной и так далее, но это, на мой взгляд, мало поможет. Ребенок должен сам понять, что это ему нужно. И тут уже вопрос в создании именно такой психологической ситуации, которая позволит это сделать. А вообще, я против того, чтобы танцы были через силу. Мне искренне жаль таких деток, потому что хореография – упорный труд, а без настроения трудиться сложно.

– Что является наиболее важным при работе с детьми?

– Важно доверие, взаимное уважение. Не сравниваю детей и не говорю – вот этот крутой, лучший, а вы тянитесь к нему. Сравниваю вчерашние успехи конкретного ребенка с сегодняшними. Помимо уроков и репетиций, мы часто выступаем, в том числе и за пределами города, это очень объединяет коллектив. Часто устраиваем чаепития с тортом и печеньками по поводу и без, а потом танцуем.

– Танцор может идеально выучить движения, идеально владеть техникой, но в танце порой нет энергии, одухотворённости. Как развить в детях артистизм?

– Дети часто хорошо понимают образы, им не надо объяснять, о чем они танцуют. Постоянно говорю им про улыбку, которая покоряет зрителей. Что касается «души у танца», то, как говорила Майя Плисецкая, она появляется только тогда, когда движения доведены до автоматизма.

– Насколько важно детям не только учиться танцевать, но и выступать на сцене?

– Очень малое количество детей хотят просто заниматься в классе – выполнять экзерсис у станка, на середине зала, учить танцы и танцевать их для себя. Всем хочется на сцену, всем она важна. Именно это и является одним из важных аспектов выработки артистизма, умения налаживать контакт с залом. Поэтому стараюсь дать возможность выступить абсолютно всем подгруппам. У каждого танца – своя целевая аудитория. К примеру, сейчас в городе проводится очень хороший праздник – «Танцевальный марафон» – на котором дети демонстрируют свое мастерство. Для нас он – одно из важнейших мероприятий в году, хотя в целом выступлений очень много.

– Что чувствует педагог, стоя за кулисами, особенно во время ответственных выступлений?

– Радость, волнение, переживание за детей, часто танцую вместе с ними. Ведь когда дети осознают мое присутствие, им легче.

– Расскажи о последних достижениях коллектива и о планах ансамбля на будущее.

– В ближайших планах – участие в городских мероприятиях, празднике города, Купалье, молодежный фестиваль. Также в начале июня планируем съездить на хореографический конкурс. Планов очень много! Мы всегда рады подарить зрителям свое хорошее настроение. Из последних достижений – Диплом III степени на региональном конкурсе групп поддержки и Благодарственное письмо директора Дворца культуры Молодечно за постоянное участие в мероприятиях ДК.

– Что самое сложное в твоей работе? Как отвлекаешься от нее?

– Достаточно трудно отвлечься от работы, так как мысли о ней в моей голове на протяжении всего дня. Услышала хорошую композицию – о, да под неё старшие станцуют! Времени на телевизор, сериалы особо нет, иногда смотрю передачи о путешествиях с Дмитрием Комаровым, хотя там тоже бывает информация о танцах – к примеру, таких зажигательных, как на Кубе. Тут же подрываюсь и начинаю танцевать вместе с Комаровым. Сложное в моей работе – все успеть и ничего не упустить: успеть сочинить танцы для всех групп, прослушать музыку, соединить треки, если это необходимо, заполнить документы, сходить на репетиции, на которые постоянно зовут во Дворец культуры. Мой банальный жизненный девиз – «Движение – жизнь».

– Что можешь посоветовать родителям, которые решили, что их ребёнок будет серьёзно заниматься танцами?

– Только одно – не мешать и всячески поддерживать. Неоднократно столкнулась с противостоянием родителей – мол, не денежная, трудная работа, ногами махать, куда ты пойдешь и так далее. Однако наблюдаю за своими учениками, которые выбрали этот сложный путь, и радуюсь их успехам. Старалась ездить на их экзамены в колледже, если была такая возможность, и всячески поддерживала. Со многими выпускниками до сих пор общаемся, да и ребята, которые танцевали вместе, продолжают дружить и после окончания гимназии. Поэтому желаю не только своим танцорам, но и всем тем, в чьей жизни танец имеет значение, чувства полета, легкости, чтобы все трудности, которые, как ни печально, встречаются, преодолевать с улыбкой и хореографической ровной осанкой. Бесконечного желания творить и вытворять, радости от результатов творчества и всегда отличного настроения. Также желаю им поддержки со стороны любимых и близких людей – для нас это очень важно, и даже необходимо.

Екатерина КАРПИК.
Фото предоставлено Ириной НОВИК

Полная перепечатка текста и фотографий без письменного согласия главного редактора "Шлях перамогі" запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки | Условия использования материалов
НОВОСТИ РУБРИКИ
Яндекс.Метрика 137 queries